likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

ПИЛаТЫ и ПИЛаТеССы

Я вовсе не раб зомбоящика, напротив – редкий гость в зазеркалье Останкинской иглы, нечто вроде охотника за редкостями в завалах известного состава субстанции.

Порой я включаю радио, ищу ту или иную волну, и как-то «само собой» так случается, что натыкаюсь на волну «Эха Москвы». (Они ведь большие забавники, эти дамоспода, что не покладая языка, впахивают на ненавидимый ими «Газпром», что тоже, стоит отметить, своего рода «зазеркалье».)

Бывает, что волны двух этих передатчиков накладываются одна на другую. Бывает, что на таком наложении нечто в сознании высверкивает. Бывает, что высверкнувшее и забавно, и поучительно. О крайнем, по времени, происшествии, и речь…



***

Мне рекомендовали посмотреть сериал «Обратная сторона Луны», именно те его части, которые уже прошли в эфир. Я поотнекивался «ради сохранения лица», однако соблазнился – посмотрел. И смотрел с всё нараставшим интересом, схваченный развитием постмодернового сюжета, ловя цитаты, разгадывая их, пытаясь предугадать не столько развязку нехитрого детективного действа (там и угадывать нечего), сколько очередную строчку из игрового «дивана», которая неминуемо и вот-вот должна возникнуть на экране. (Помните, у Дмитрия Кедрина, в «Кофейне»: «Магомет в Омара пальцем тыча, / Лил ушатом на беднягу ругань… : / «Ты украл пятнадцатую строчку, / Низкий вор, из моего «Дивана»!»)

Словом, такая предложена игра (для тех, кто понимает), и игра хорошо сделанная, мастерски сыгранная, захватывающая и забавляющая. Но и не только: заставляющая кое о чём задуматься, что-то вспомнить, что-то переосмыслить.

Отчеркну: заставляющая только и именно тех, «кто понимает».

***

На волне «Эха Москвы» я услыхал отказавшихся понимать, плюнувших в лицо игре тем, что она, дескать, «цирк». Эти отказники – пара телесмотрящих культрегерш, г-жи Ларина и Петровская. Обе – из той как раз эпохи, куда возвращает публику «Обратная сторона Луны». То есть, должны быть «в курсе». Обязаны не невеждить, как минимум. Но не хотят. Не желают. Отказываются желать, потому – тенденция не велит.

Вот на такой сцене, где герой, как бы перенесённый из современности в 1979 год, натыкается в мужском туалете на будущего первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачёва. Слово г-же Лариной:

«Сначала, когда была мулька про Ходорковского, я даже думала, что я ослышалась. Это было так неожиданно, когда он сказал, что Миша, все у тебя будет нормально. Почти. Типа этого. Но сам факт, что появился молодой человек, который вдруг я понимаю, да, действительно у него облик похож на Ходорковского, да, думаю, интересно, но потом, когда стали появляться эти Киркоров, потом Горбачев, отвратительная сцена, которая меня просто убила. По своей безвкусице, по своей пошлости. Что с этим пятном ужасно нарисованным. Карикатурным совершенно персонажем. И что он в сортире выходит из кабинки, спускает за собой воду. Это все отвратительно. Вот если есть отвратительные вещи, они вот такие. Мне ужасно обидно, потому что люди хорошие и Саша Котт человек со вкусом. Обидно, что такие гадости».

***

Н-да… «Мульки» и «карикатуры», и больше ни-че-го. Г-жа Ларина наплевательски обиделась, а г-жа Петровская её в обиде поддержала. Две дамы, приятные во всех, буквально, отношениях. Одна (Ларина) продолжает говорить, будучи уже «убитой».

Чем же? Как бы оскорбительными намёками на «Ходорковского» и «Горбачёва». На самом же деле собственным невежеством, помноженным на известную тенденцию. Потому, сценка с «сортирным Горби» есть, как понимаю, цитата, естественная в рамках жанра, - цитата из Андрея Вознесенского, именно из «Поэтарха». Вот эта:

Я шёл по открытым дверям анафилад,
в мужском туалете мыл руки Пилат.
Мерцали таблички и справа и слева:
"Власть", "Слава", "Котельная атмосферы".
Спросили, дыша фимиамом и серой:
"Чего тебе?"
Я сказал: "Атмосферы!".

«Пилат», предавший страну и граждан её, включая отца героя «Обратной стороны Луны» и самого героя, по поводу чего этот самый герой сильно, кажется мне, переживает. Но о чём вовсе не склонны не то что переживать, а даже изображать гримасу сопереживания две культуртрегерствующие «пилатессы», две «мульки» и две «карикатуры» с означенной волны.

Мутной волны. Самонадеянно глупящей и мало-помалу сходящей на нет волны.

Повторю, за Вознесенским:

Спросили, дыша фимиамом и серой:
"Чего тебе?"
Я сказал: "Атмосферы!".


Tags: Эхо Москвы, сериал
Subscribe

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments