likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

ГеррОЙ

У всякого героя, даже если герой этот – рассказчик или хроникёр, должно быть имя, имя собственное. И оно, имя, разумеется, есть, хотя часто оставляется – автором оставляется – в потайке. Причин тому может быть множество, самая банальная из них (или «техническая») – необязательность озвучивания имени «на сторону», на читательскую, конечно же, сторону: ну, движется герой по сцене, ну, блещет на иной реплике острым умом, ну, глупит, занудствуя на долгом монологе, ну, печалуется, оглашает зал воплями восторга, страдает, плача, сваливается в рыдания, заламывает руки, свёртывает шею, гибнет наконец... Чего ещё-то вы желаете для «полноты восприятия», для «сопереживания», для «катарсиса»? Чтобы у героя на груди приколочена была – пятидюймовыми, в палец толщиной гвоздями – именная табличка: «NN, Царь Иудейский»? Но разве и без того не видно, что он никакой не царь, что он много что die Mumme – маска, личина, что под нею спрятался актёр, лицедей, что, наконец, вам совершенно по барабану его – маски и актёра – чины и регалии, должности и обязанности, мундиры и подштанники, галстуки и носки (третий день сряду нестиранные), а важно вам – человек он или нет, похож на вас, или не похож (это после, если он вам на сердце ляжет, вашей страстью станет походить на него, и вы простите ему и подштанники, и носки, и корону из крашеной жести), способен ли он на то, о чём вы только мечтаете, в чём и близкой душе, может, открыться опасаетесь, или не способен; то есть – сильней вы его, или он вас на лопатки кладёт; вот что вам-то, вам, именно и только вам важно! И соседу вашему (лысому) по зрительскому ряду то же самое важно, и его соседу, и дальше, дальше, дальше...



Уж поверьте, что, пройдя по этому «дальше» до конца, до самого аграфа анфилады, вы упрётесь – «носом лица» – в грудь или в колена этого самого героя-лицедея, актёришки и человечишки совершенно плохонького (такое не редкость), «из рук вон», а тут, вдруг, на кураже, сверкнувшего, аки молонья скрозь небеса, но так ведь и ему, ему, актёришке-то, это же самое, что вам и что вашему соседу, то самое и важно: человек он или нет, удался он как человек, или нет, случилось ему представить на суд человеческий человека, или тот... сбежал. Сбежал, самым пошлым образом, не оставив ни визитной карточки, ни нагрудной таблички, ни огневого следа в небесах.


Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…