likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

НеРУССКая ИСТОРия

Я читал также в газетах о двух коровах,

которые пришли в лавку и спросили себе фунт чаю.

Гоголь. «Записки сумасшедшего»

Прочитываю:

«Екатерина, остро нуждавшаяся в молодых, энергичных и образованных помощниках, направила несколько десятков офицеров в гражданскую администрацию, сохранив за ними их военные чины и оклады. В их числе оказался и Потемкин, направленный обер-секретарем Святейшего Синода [т. е. назначенный на должность обер-секретаря. - Л.]. <...>

Потемкин, часто принимавший решения по настроению, капризу или прихоти, едва не стал монахом. Однажды, пребывая в сугубой меланхолии, не веря в удачу при дворе, он решил постричься. К тому же произошла у него и немалая неприятность заболел левый глаз, а лекарь оказался простым фельдшером и приложил больному такую примочку, что молодой красавец окривел.

Эта беда вконец сокрушила Потемкина, и он ушел в Александро-Невский монастырь, одел рясу [ах ты ж, Господи! - Л.], отпустил бороду и стал готовиться к пострижению в монахи.

Узнав о случившемся, Екатерина приехала в монастырь и сказала: “Тебе, Григорий, не архиереем быть. Их у меня довольно, а ты у меня один таков, и ждет тебя иная стезя”.

Потемкин сбрил бороду, снял рясу, надел офицерский мундир [ну, тут ихъ бинъ по-пруссацки заплакалъ. - Л.] и, забыв о меланхолии, как ни в чем ни бывало появился во дворце». - В.Балязин. Неофициальная история России. Путь к вершинам Империи. М.: ОЛМА Медиа групп, 2008. С. 286-287.



Удивительная перверсия в сознании как ни в чём ни бывало надарвалдаевшего сие господина: либо на всякого из объявивших о готовности «к пострижению в монахи» тут же напяливали рясу (положим, по церковной моде авантюрного и машкерадного XVIII века), либо для такой важности, какою являлся обер-секретарь Синода Потёмкин, было сделано исключение такого размаха, как если бы сержанта произвели в секунд-маиоры, в обход Табели о рангах и очерёдности на чины, ибо ряса есть одеяние священника, монаха (и монахини)* но никак не заселившегося в монастырь (на праве, вероятно, послушания) и отпустившего бороду «священно»-поручика (и камер-юнкера, каковым, на тот момент, являлся наш герой).

И далее: «рясу», по г-ну Балязину, дóлжно «одевать» на себя, но офицерский мундир – «надевать»**.

Действие одно, но «предметы», покроем, розны, в этом, вероятно, логика своеобычного лексического строя.

Но тут, сам собою, возникает вопрос (исходящий из заголовка претолстенькой книжицы): а насколько «неофициальна» эта «русская история», если предмету «официальному» (мундиру) пред «неофициальным» («рясой») отдаётся предпочтение столь существенное, именно: в первый облачаются согласно правилу русского языка, а во второй – противно оному!

Мелочь, казалось бы, вроде «ловли блох», однако в истории, как известно, живали-бывали такие ещё короли, которые, на подобных как раз, милейших и малейших «блохах», не то что «мундир», но и голову теряли.

Отчеркну: го-ло-ву, единственную, свою, любименькую!

* У В.И. Даля: «Ряса ж. верхнее одеянье священнослужителей, монахов и монахинь; <...> Рясоносец, носящий, по праву, рясу».

** Смотрим у русейшего из знатоков русского языка, признанного классика в своём деле:

«Глаголы надеть – одеть: первый обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу или предмету (надеть пальто, надеть шляпу, туфли, перчатки, очки, кольцо, коньки, надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло), второй глагол обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (одеть ребенка, одеть куклу). Употребление одеть вместо надеть характерно для обиходно-разговорной речи (Он одел пальто и вышел на улицу)». - Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2004. С. 182.

Итак, имеем: либо автор книжки г-н Балязин, на пространстве трёх, буквально, фраз, из неких «высших художественных соображений» перескакивает с обиходно-разговорной речи на вполне нормативную, либо зав. редакцией издательства ЗАО «ОЛМА Медиа групп» О.С. Красовская, ведущий редактор Л.М. Кузьмина, а с нею младший редактор Е.В. Родина, технический редактор Л.П. Бирюкова и корректор Ю.Г. Толкачева халатно отнеслись к исполнению своих обязанностей.

Первое, т. е. что г-н Балязин «играется словами», весьма сомнительно; второе, подозреваю, целиком и полностью отвечает серенькой нашей, распущенной, халявной и халтурной действительности.

Но! Пока наши издательства, на «забугорный», т. е. как бы цивилизованный-продвинутый манер будут называться «медиа групп», «пресс бэнд», «принт корп», или как-нибудь в том же ключе и стиле, в каком бы числе их владелец ни нанял редакторов и корректоров, из печатного станка будут выскакивать всё те же «школьно-сочинённые» ляпсусы. И то: «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

Но и всё ж таки, пора, мне кажется, в духе нового нашего времени (или, что то же – правления) инициировать внесение репрессивных поправок в законы, регулирующие издательскую деятельность, с одной стороны, с другой – определяющие права «терпил»: распространителя и, главное, потребителя таковой «продукции». На мой взгляд, разумным было бы, за рецидив нерусскоговорения в печати, лишать юридическое лицо лицензии на издательскую деятельность, а исполняющих известные должности подвергать, на время, поражению в правах, с требованием подтверждения заявленной ими квалификации.

Первый раз ляпнули – получите предупреждение (с отзывом тиража и соответствующим возмещением покупателям и магазинам); второй раз – строгое предупреждение, с тем же, но и со штрафом в государственную казну (на нужды просвещения); на третий – прощайте, Ваши Издательские Величества, «навеки».

Но вот вопрос: а что читать-то станем, когда зачистим территорию?


Subscribe

  • РУКи, НОГи, ГОЛОВА и...

    Что русскому окоём, то немцу Standpunkt (точка зрения). «Метафорическое происхождение во многих языках имеют термины…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments