likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

ГраЖДаНИН ЛЕВИтаТОР

Прочёл «кирпич» авторства «гр-на поэта» Д.Быкова: «Остромов, или ученик чародея». 766 страниц. Роман отмечен премией «Национальный бестселлер» (2011 год), в аннотации от издателя сказано, что «в основу его сюжета легло полузабытое ныне “Дело ленинградских масонов” 1925-1926 гг.».



Я подумал, перед тем как захлопнуть томище навеки: что до «основы сюжета», это наверное так. Однако не избыть ощущения, что самой главной «основой» густо начинённого всякою всячиной месива стал некогда прогремевший роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Ну, вместо декораций тусклой поры «развитого социализма», на фоне которых действуют «демоны на договоре» и проч. инфернальные сущности, здесь представлена со множеством завитков прописанная тень эпохи становления этого самого «социализма», а по ней уже, по «тени», шныряют – кто на шестке с пружинкою, кто на резиночке, кто в свободном полёте «левитации» – очень даже «пограничные существа»: и не масоны, и не гражданы страны Советов, но и не вполне черти безрогие.

Текст под завязку в раздумьях – от тех или иных героев, но в первую очередь от главного, едва ли не «пророка Даниила», оказавшегося, метафорически, в яме со львами и прочим хищным зверьём. Обдумываются, последовательно и вперемешку: судьба личности, судьба таланта (дара), судьба русского народа, судьба России, судьбы человечества и даже (может быть) «надмирного пространства». Глубокомысленно и всерьёз. С известным «трендом», ясно просматриваемым скрозь quasi-классические «небеса» и «картины природы».

Делается это примерно так (внутренняя речь главного, положительного героя, на чьей стороне вся авторская симпатия): «... люди здесь, не умея <...> понять, приписывали всему моральные интерпретации, связывали их со своими мгновенными, ничего не значащими судьбами, жалко делились по жалким признакам, лепетали об аде и рае, хотя высшим сущностям, боровшимся в небе, все эти слова не сказали бы ничего, а до людей им вовсе не было дела. Кто сказал человеку, что он тут главный? Непростительная насекомая самонадеянность, самодеятельность, самодельность. Смотрите иногда на небо, все поймется. Он не главный, просто громче всех кричит, когда у него болит; есть болезнь – сумасшедший увязывает свою участь с закатами, тенями, числом деревьев в лесу, так вот, человек и есть диагноз. Главное совершается без него. Единственное определение, имеющее смысл, - “нечеловечески прекрасно”...» [Выделил. - Л.] - Д.Быков. Остромов, или ученик чародея. М., 2011. С. 418.

Едва не потопнув в море щедро розлитой по семистам шестидесяти шести страницам подобного же строя «философии», узнав под занавес, что в «небе», инфернальным «стражем», герою откроется некая «фабрика с шестерёнками», с командными покриками на немецком языке, а он героически отречотся от небес и останется на большевизированной земле, с без надежды отсталым русским мальчиком (едва не на руках), гибнуть и пр., я прегромко хмыкнул: «гр-н поэт-левитатор» действительно «нечеловечески прекрасно» имитирует создание смыслов. Ну, вольному, на прогулке, воля. Награждённому – какой-нибудь, там, по счёту «эон». Как бы по-своему видеть и живописать, как бы начиняя изделие булавошными как бы мозгами, при известной частоте вещания – это тоже не всякому дано.

Но какой резон бестселлерить бесспорный (на мой взгляд) конструкт-симулякр, волочь на призовой верх нечто безусловно и, главное, бесстыдно кичащееся вторичностью, я никогда, верно, не пойму.

Ведь должны же быть – не в коррумпированной и тем уже стыдной власти, а в «свободных», «независимых», «либеральных», «общеевропейских» и проч. институциях, учреждающих премии и после их раздающих, человеки хоть сколько-нибудь порядошные, хоть на иоту смыслящие и, главное, может быть, брезгливые ко всякой неназываемой субстанции.

Нет никого. Одне эксперты да ценители.

И всё хорошо да гладко, но ведь иной циник-то, осклабившись, бросит вослед: надо, дескать, уметь левитировать по лабиринтам-тупикам нашей-то, мать её, литературки!

Н-да-с, уметь – надо. Умельцы кашу из топора варить, они всегда на вес набитого жмыхом брюха. (Пардоньте: живота-с!)



Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…