likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

ВИЛЫ на РАзВИЛке

                                                                                                                                          Цивилизация построена на
                                                                                                                                          обуздании эгоизма.
                                                                                                                                          Джеффри Б. Рассел
                                          
 
Размышляя об абсурде человеческой жизни, Альбер Камю как бы походя пробросился: «С небольшой натяжкой можно сказать, что у греков была мораль досуга, точно так же, как у нас имеется мораль восьмичасового рабочего дня»*.
Камю писал это в далёкие 30-е годы прошлого столетия. Писал, как бы обща: «у нас имеется мораль восьмичасового рабочего дня». Очевидно, однако, что «у нас» более чем условно; существовали разные «морали восьмичасового рабочего дня» – во Франции, допустим, а также в Германии и Советском Союзе 1930-х годов. По степени розни эти «морали» не менее, наверное, отдалены одна от другой, чем «морали рабочего дня» в нынешних России, Франции, Германии и, скажем, Греции. Именно нынешней, треснувшей по всем швам (от мифического изобилия) Греции.
Достаточно просто признать этот (кажущийся очевидным) факт, чтобы смело двинуться дальше.
А дальше – «бездна, звезд полна»: олицетворяющие нынешний «российский идеал» флаги Европейского сообщества и Соединённых Штатов (многозвёздные флаги) насквозь проедены «моральной дихотомией», в которой на равных правах (именно правах) сосуществуют две (как минимум) «морали»: всё та же, слегка подновлённая «мораль восьмичасового рабочего дня»; с нею – маргинализованным варьянтом – «мораль» безостановочной и беспощадной траты (растранжиривания) времени жизни в обмен на «сверхчеловеческое» богатство (власть, в различных её проявлениях); наконец, «третьим нелишним» к этой, однополюсной, в общем-то, парочке – крепко перелицованная, но остающаяся ой какой при этом древностью, доставшаяся «нам» в наследство от древнейших греков «мораль досуга».
Нынешняя Россия и нынешние «русские» сплошь и целиком схвачены в тиски данности выбора, именно: какая из «моралей», на катастрофической деформации современных государства и общества, «нам» ближе? Часть выбирает «мораль рабочего дня», часть – «мораль досуга». При этом большинство тех, кто поставил на первую «лошадь», на самом-то деле метят в седло второй коняшки, т.е. в те же досугоприобретатели и досугоценители-досугопожиратели, являясь, по сути, в массе своей, тайными и полуподпольными адептами древнего («греческого») божества.
Но вот в чём мой вопрос: а как, случись, положим, необходимость, человеку, исповедующему «мораль рабочего дня» (в чистейшем её виде), дать «объективно-справедливую» (т.е. морально-нравственную) оценку своему антиподу – человеку, исповедующему «мораль досуга»? Разве не случится меж ними, в самую минуту оценки (то есть суда и неминуемого осуждения) неразрешимый конфликт? Разве такой вот суд будет (случись он) чем-то лучше (справедливее) того, если бы, положим, двое верующих умерли и воскресли, а на развилке дорог, ведущих в Рай и в Ад, их поджидал ряженный дорожным регулировщиком (или поважней), ни бельмеса не могущий разобрать в своём суждении, но усердно философствующий при этом «распределении абитуриентов» агностик (тот же Сатана)?
И как здесь достичь чаемого иными «гражданского согласия»?
И другой вопрос: возможен ли «суд» в обществе и мiре, которые пребывают в ситуации «морального хаоса»?
Или: а не верней ли признать факт давно, хотя и вяло текущей гражданской войны в нашем обществе?
Но и: не даёт ли наша современность достаточно оснований для определения её  в качестве мiра зашедшей в острейшую фазу Мiровой, «моральной» – равно горячей и холодной, но тоже – войны?
Исходом: а не гребём ли мы все в торжество «морали досуга», как в царство справедливого разрешения всех и всяческих противоречий, - на тотальной машинизации «трудового фронта», оставленного, как пора догадаться (в перспективе), существам безморальным, безнравственным, оснащöнным много что «искусственным интеллектом»?
Признав то или иное (или всё разом), неминуемо придётся сделать, что называется, «выводы». Не столько властям предержащим, у которых вывод один – сохранение за собою власти (при фальшивой игре «на противоречиях»), а в первую голову нам, человекам и гражданам, т.е. существам нравственным («высокоморальным»).
 
* А.Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А.Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 57.



Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments