likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

БОЛьШАЯ РЕдКОСТЬ

Есть, говорят, в небесах такие звёзды, которые только и ждут, чтобы поймать ищущий взгляд и прямо по нему скатиться в человеческую душу.
Отвечаю – известие верное, только звёзды такие, как уверяют люди сведущие, большая редкость. Настолько большая, что и не знаю, с чем сравнить. Ну, разве с облачком тумана в полдень ясного летнего дня на лесной опушке – как раз напротив моего загородного дома.
Именно в таком вот облачке я обнаружил себя за размышлениями над проблемой самоубийства. Это было последним летом, на излёте его. Я заперся в деревенской своей «обители трудов и нег», где, то ли коротая досуг, то ли наматывая собственные нервы на кулаки, перечитывал среди прочего знаменитейшее эссе Альбера Камю «об абсурде» и дочитался до одного из парадоксальных мест этого труда, на котором крепко задумался, и в такой вот задумчивости спустился из библиотеки в первый этаж, оттуда вышел на веранду, с веранды на двор, и сам не заметил, как выбрел на опушку «домашнего» леса.
- Господи, но как же трагически он ошибся! - взволнованно воскликнул я, лихорадочно заискал по карманам сигареты, не обнаружил и оттого ещё больше разволновался. И тут-то, будучи в состоянии, причудливо соединившим восторг и тревогу, изумление и гнев, я вдруг увидал, что вокруг меня сгущается туман, плотная взвесь тихо искрящихся капелек влаги. И это в ясный, сухой и по-летнему тёплый день!
Ей-Богу, я часто не то что кажусь, но и бываю смешным человеком: вконец потерявшись в себе, вдруг натыкаюсь на нечто внешнее, и внешнее это видится спасительным обретением, именно тем, какое требовалось сбившейся с дороги душе. Это потом, после, спустя часы или дни, а может, месяцы и годы сознается, что нет, вовсе нет, не была для тебя, полуслепого щеночка, спасением, дверкою и мостком вдруг и «счастливо» обнаруженная преграда; не была. Преграда не бывает мостком и дверью, преграда должна быть стеной и рвом. Стеной до небес и рвом в преисподнюю. Но это потом, это после. А теперь, теперь...
Вот, посудите, Камю научает:
«Итак, в романах, как и в “Дневнике”, ставится абсурдный вопрос. Ими утверждается логика, идущая вплоть до смерти <...>. Все хорошо, все дозволено, и нет ничего ненавидимого: таковы постулаты абсурда. <...> Несомненно, что никому, кроме Достоевского, не удавалось передать всю близость и всю пытку абсурдного мира.
Но к какому выводу он приходит? Две цитаты могут проиллюстрировать полный метафизический переворот, приводящий писателя к совершенно иным откровениям. <...> “Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого (ибо без него следует самоубийство), то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно”. С другой стороны, на заключительных страницах своего последнего романа, под занавес титанической борьбы с богом, дети спрашивают у Алеши: “Карамазов, неужели и взаправду религия говорит, что все мы встанем из мертвых и оживем и увидим опять друг друга?” И Алеша отвечает: “Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было”.
Итак, Кириллов, Ставрогин и Иван побеждены. “Братья Карамазовы” дают ответ “Бесам”. И речь идет об окончательном выводе. В случае Алеши нет двусмысленности, как это было с князем Мышкиным. Князь болен, он постоянно живет в настоящем (воспринимаемом с безразличной улыбкой), и это блаженное состояние могло бы сойти за ту жизнь вечную, о которой он сам говорит. Алеша, напротив, говорит вполне определенно: “Непременно увидим друг друга”. Вопросы о самоубийстве и безумии исчезают»* [Выделил. - Л.].
И итожит, уча:
«Удивителен ответ творца своим персонажам, ответ Достоевского Кириллову: жизнь есть ложь, и она является вечной»**.
Вот они, по Камю, - мосток, дверь и дорога. В тупик. В самоубийственный – для него самого и для множественных почитателей и последователей его философии – тупик. Ведь он, Камю, верит, что «в случае Алеши нет двусмысленности, как это было с князем Мышкиным». А если не так? Если она есть, потерянная знаменитым философом «страны святых чудес» двусмысленность – есть, та же, и ещё худшая, тягчайшая в случае Алёши, чем то было в случае его идиотического предшественника князя Льва?
Я о том, что это не Достоевский солгал (или, что в данном случае то же самое, открыл истину) Кириллову о том, что «жизнь есть ложь, и она является вечной», а его персонаж – отце- и братоубийца Алёша – солгал и мальчикам своим, и читателям Достоевского, и читателям философа Камю, и множеству, множеству читателей, писателей, философов. И нелгущему Богу – солгал... Солгал парадоксально, но целиком и полностью «по-Достоевски»: сказав истину, в которую сам не верует.
Но это его, Алёшина, дорога, та самая, «хрустальная», и она не есть дорога Достоевского. Она не есть дорога Читателя Достоевского. Потому, настоящая-то, подлинная, не фальшивая, не обманная дорога ведёт не «вплоть до смерти», а – запредельно абсурдно – через и скрозь неё. Потому что жизнь есть правда, и она является вечной.
Дорога Достоевского. Она вовсе на дорогу-то не похожа. Она – облачко  тумана в полдень ясного летнего дня на лесной опушке. То самое, с которого я начал этот текстик, и которое столь же большая, наверное, редкость, как заветные звёзды в небесах, терпеливо поджидающие, чтобы поймать ищущий взгляд и прямо по нему скатиться в человеческую душу.
 
* А.Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 84-85.
** Там же. С. 86.
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…