?

Log in

No account? Create an account
ПУТЬ к СВЯТоСТИ? - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

August 12th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
10:05 am - ПУТЬ к СВЯТоСТИ?

Прочитываю: «Вероника (Виринея) Едесская, мученица. День памяти – 4 (17) октября.

В переводе с греческого языка имя Вероника означает “несущая победу”.
Вероника (Виринея) жила в городе Антиохии в Сирии, в царствование императора Диоклетиана. Спасаясь от гонения на христиан, Виринея с матерью и сестрой оставили свое отечество и удалились в город Едес. В Едесе они были схвачены воинами и отправлены обратно в Антиохию. На половине дороги, когда воины, сопровождавшие их, сели обедать, святая Виринея, ее мать Домнина и сестра Проскудия, помолившись Господу, бросились в близ протекающую реку и утопились. Они решили, что лучше ради любви к Господу погибнуть в воде, чем быть отданными живыми в руки мучителей»* [Выделил. - Л.].

 

В чём, спрашиваю я, для нас, нынешних, заключается поучительный смысл этой незамысловатой истории? Принимать ли её как проявление «женской слабости» и страха перед грозящими испытаниями (множество святых претерпели – в ту историческую эпоху – ужасающие пытки от своих мучителей), или всё-таки как подвиг веры через самоубийство, чему учат святцы?

Вопрос, «в силу» святцев-то, как бы риторичен, однако от этого вопросом он быть не перестаёт. Самоубийство, выходит, может быть (в Христианстве) «хорошим» и «не-хорошим», «правильным» и «не-правильным».

То есть оно парадоксально допустимо, в силу обусловленности верой, и оно вовсе не непременно «Иудино»...

 

* Именослов. - К.: Изд-во Киево-Печерской Лавры. 2010. С. 201.

 


(56 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:znichk_a
Date:August 12th, 2011 06:21 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, аналогично убийству. Спрашивала батюшек в монастырях - о войне, боевых монастырских укреплениях и участии в сражениях монахов. Самый запомнившийся ответ был - "не убий - не первая заповедь"...
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 06:34 am (UTC)
(Link)
Про "непервую заповедь" понятно. Нет полной ясности в том, что во всех христианских конфессиях участь и посмертная судьба самоубившихся сплошь негатив, вне зависимости от мотива. А тут совершенно обратное. Даже если сравнить с фабулой "Кроткой" Достоевского, сравнения не выдерживает. "Кроткая" вызывает много что сочувствие, жалость. А здесь-то торжество победы.
Словом, я в затруднении, серьёзно.
[User Picture]
From:12_eylul
Date:August 12th, 2011 06:41 am (UTC)
(Link)
Думаю, что самоубийство иногда уход. то есть почти всегда. И тогда вопрос: от кого уходишь. Или как Иуда. убегая от Бога, не веря в прощение, закрывая фактически двери за собой, или как кто-то, спасаясь от боли, от еще большей беды... Кажется, самоубийства такого рода и самоубийствами по большому счету не являются.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 06:56 am (UTC)
(Link)
Не уверен, что это может быть принято решающим аргументом. Все самоубийцы в Христианстве обречены общей (посмертной) судьбе. Помещение их тел вне церковной ограды тому свидетельство (одно из многих).
From:ksaana
Date:August 12th, 2011 07:00 am (UTC)
(Link)
Прецедент, однако.
Выходит, "люби Бога и делай что хочешь" (блаж. Августин).
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 07:02 am (UTC)
(Link)
Вот именно. Парадокс, которому очень бы хотелось получить внятное и непротиворечивое объяснение.
[User Picture]
From:n_ermak
Date:August 12th, 2011 07:11 am (UTC)

из френдленты

(Link)
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 07:32 am (UTC)

Re: из френдленты

(Link)
Спасибо за ссылку. Как-то сразу возникла ассоциация с самосожжениями "старообрядцев".
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:August 12th, 2011 07:34 am (UTC)
(Link)
А кто-то себя на сковороду разгорячённую ввергал иль в печь добровольно шёл, иль сердце мечом поражал, дабы не оскверниться от неверных. И все святые, мученики.
Мне думается, речь не о страхе перед более тяжёлыми муками. И устойчивая формула в описаниях "помолившись" не случайна.
А вообще трудно судить - мы же не знаем, что и как. Описания есть описания.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 07:41 am (UTC)
(Link)
И формула не случайна, и описания "общи". Но я как-то задумался бы, очутившись перед иконой этих святых. Как задумался при чтении книжки. Именно: где грань? Разве можем мы утверждать, что, наверное, многие из самоубийц не помолились перед смертью? Да наверное очень даже как помолились! И описания их историй не менее, скорее всего, общи. Но ведь тут бездна - меж двух исходов.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:marta_8_th
Date:August 12th, 2011 11:39 am (UTC)
(Link)
"Весной 1930 года стало известно, что и Сергиевская Церковь предназначена к разрушению. Я не мог стерпеть этого, и, когда приблизилось назначенное для закрытия церкви время, и уже был назначен страшный день закрытия ее, я принял твердое решение: отслужить в этот день последнюю Литургию и после нее, когда должны будут явиться враги Божий, запереть церковные двери, снять и сложить грудой на средине церкви все крупнейшие деревянные иконы, облить их бензином, в архиерейской мантии взойти на них, поджечь бензин спичкой и сгореть на костре... Я не мог стерпеть разрушения храма... Оставаться жить и переносить ужасы осквернения и разрушения храмов Божиих было для меня совершенно нестерпимо. Я думал, что мое самосожжение устрашит и вразумит врагов Божиих - врагов религии - и остановит разрушение храмов, колоссальной диавольской волной разлившееся по всему лицу земли Русской.
Однако Богу было угодно, чтобы я не погиб в самом начале своего архиерейского служения, и по Его воле закрытие Сергиевской церкви было почему-то отложено на короткий срок. А меня в тот же день арестовали.
23 апреля 1930 года я был в последний раз на Литургии в Сергиевском храме и при чтении Евангелия вдруг с полной уверенностью утвердился в мысли, что в этот же день вечером буду арестован. Так и случилось, и церковь разрушили, когда я был в тюрьме.
В своей знаменитой пасхальной проповеди св. Иоанн Златоуст говорит, что Бог не только "дела приемлет", но и "намерения целует". За мое намерение принять смерть мученическую да простит мне Господь Бог множество грехов моих!"
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
[User Picture]
From:likushin
Date:August 12th, 2011 03:34 pm (UTC)
(Link)
В ножки Вам за этот пример. Но ведь неисполненность намерения можно ведь иначе трактовать, по его нулевой "практической ценности".
[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:August 12th, 2011 09:42 pm (UTC)
(Link)
Тут есть такой нюанс. Прославления святых в раннем (и не очень!) христианстве подчас преследовали сиюминутные конъюнктурные цели. Возможно, это как раз тот случай.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 13th, 2011 05:04 am (UTC)

"НЮАНС"

(Link)
"Конъюктурность" целей (как я догадываюсь из померещившегося подтекста Ваших слов) обусловила некоторую "неразборчивость" в подборе прославляемых (одна сторона дела), "открыла дорогу в рай" совершившим (уже) смертный грех, а там и "призвала" к "жертвенному суициду" в рядах адептов новой религии?
Вы это имеете в виду, или я ошибся?
[User Picture]
From:florentioslg
Date:August 13th, 2011 08:28 am (UTC)
(Link)
А можно проще - ради Кого? и ради чего сберечь?
[User Picture]
From:likushin
Date:August 13th, 2011 10:51 am (UTC)
(Link)
Вопросов - всего-то - два, а для поиска хоть сколько-нибудь "удовлетворительных" ответов на них оказалось мало двух тысяч лет. Крышу сносит.

> Go to Top
LiveJournal.com