likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

ДОРОГА к «VALE»

Один разумный человек перевесит тысячу идиотов.

Из фильмы «Покаяние» Т.Абуладзе

 

Один персонаж женского рода в «интеллигентско-еврейском» (во всех смыслах бабьем) романе Л.Улицкой «Зелёный шатёр» произносит банальное: «Но, честно говоря, никакую европейскую книгу нельзя понять, не зная Евангелия. А уж про русскую и не говорю»*.

 

И верно: иные русские (художественные) книги русских авторов конца ХХ – начала XXI века читать и понимать лучше вообще не имея представления об Евангелии, вычеркнув его (если такое вообще возможно) из сознания. Так или иначе, прочитывая и силясь понять персонажей и сотворителей этих книг (список может быть сколь угодно долог), Евангелие не вспомнишь, да оно и ни к чему – и сотворителям, и их персонажам, и процессу прочитывания-понимания их.

В этом (достаточно «узком») смысле романы г-жи Улицкой можно (и следует, верно) считать продолжением европейской и, «уж тем более», русской литературной традиции.

Как это, может быть, ни парадоксально – после Пастернака (и г-жа Улицкая на этом умело играет).

И здесь вот что представляется любопытным, хотя вряд ли ново...

Массовость культуры обнажает отсутствие искусства. Проявляется действие тонко настроенного механизма взаимопроникающих сосудов: чем массовее культура – тем тоньше слой людей, признаваемых деятелями искусств, тем тоньше культурный слой – но выше столп, на котором вознесены те же деятели, шире восхищение ими, вплоть до поклонения, охватистей влияние, ими оказываемое.

И, как бы сами собою, открываются «предпосылки» для безответственнейших спекуляций над сознанием «масс» со стороны этих «столпов», легко теряющих меру высказанного (и навязываемого) слова.

Хозяева (и у «столпов» имеются хозяева) потирают лапки.

Понятно, по прочтении «Зелёного шатра»: г-жа Улицкая усиленно героизирует «поколение стукачей», или «диссидентов», или «шестидесятников», или «еврейского подполья» (над всем довлеет тема «исхода»), или всё вместе взятое и крепко перемешанное до образа и вида нынешней «городской сумасшедшей» Новодворской. Но кому нужны эти «исторические», на фальшиво давимой слезе, огрызки нежно романтизируемой полунебывальщины и что же во всей этой, слюняво рассугубленной странности может быть «Евангельского»?

Да ничего, ровным счётом – ни-че-го, как, впрочем, и во многом ином у этой части публики – образованной, да всё никак не могущей сообразоваться с русской действительностью.

Впрочем, нет – есть одна, крупная, несмываемая и нестираемая, действительно Евангельская слеза, именно: «еврейская национальность» Христа и Его Апостолов.

Кто не без ума, тот самостоятельно (и легко) доведёт логическую цепочку рассуждения к предуготованному «vale», а я отправлюсь дальше бездельничать: vae victis, ибо их есть Царствие Небесное.**

 

* Л.Улицкая. Зелёный шатёр. М.: ЭКСМО. 2011. С. 35.

** См.: «Клиническая пароксизмальная меланхолия».

 

Tags: победители и побеждённые
Subscribe

  • ДОЛИНа ЦАРей

    В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья и служенья. Ап.Григорьев «Настоящая роскошь и…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • ДОЛИНа ЦАРей

    В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья и служенья. Ап.Григорьев «Настоящая роскошь и…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…