likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

СКАЗКИ с ПОТОЛКА

(длинь 1-я)

 

Младенец же смеялся и одобрительно хлопал в ладоши.

Из Сказания Афродитиана о чуде,

бывшем в Персицкой земле

 

Как искалось имя Красной Земле. Как светили звёзды. Как пядь праха стала заботой ангелов. Как из четырёх частей света созижделся Крест.

Слышишь, Небо? - Анафола! Адор! Машим! Брион!..

Небо – пряча усмешку в крыло:

- Не в сырной лавке, не ори. Садись вот и слушай, ума набирайся. Дурачок, ой дурачочек!..

 

«Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: “Найдите имя ему”. Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер.

И предстали они пред Богом и сказали: “Вот части, которые мы получили, и читай, складывая их, и составится имя то АДАМЪ”. Сказал Господь всемогущий: “Да будет так зваться он по имени”. И сказали все ангелы: “Ты же, Господи, помилуй нас”»1.

 

(длинь 2-я)

 

Что такое осень? - Театр райских теней.

Мать Ева объявляет собранию в 6000 мужей-сыновей и внуков, отчего отец их и дед Адам вдруг, по достижении 70 и 9 лет, хвор стал:

«... И тогда пришел к нам Дьявол, светел, словно ангел, и сказал нам: “Что вам позволил Бог есть и чего не велел есть в Раю?” Адам сказал: “Все нам разрешил есть, только плод одного дерева запретил нам есть и повелел нам остерегаться его”. Дьявол же сказал: “Очень жалко мне вас, ибо не знаете, что если бы плод от него съели, то вы были бы богами”. Так сказал он и покинул нас. И нашел змею и подучил ее. Змея же, думая, что он ангел, пришла ко мне и показала мне плод от того дерева. И видела я, что змею любит Бог больше всех зверей, и взяла от нее плод и съела. И сердце мое смутилось во мне вдруг, и в моей части Рая деревья сбросили листву свою.

Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама и сказала: “Приди сюда, Адам, и увидишь великое чудо”. Только открыла я уста, и язык мой говорил сам собой, чтобы съел и Адам. Адам также взял плод от этого дерева, что я съела. И открылись глаза наши, и увидели мы наготу свою, и сердца наши воспылали похотью. И свершилось. И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила»2.

Хорошо-то хорошо, но сколько пафоса в постановке: «И свершилось»!

Всего-то – совокупился самец с самкой, и пыхтел он, а она постанывала, и слюна текла, и пот, и семя. А на тебе: «И свершилось»!

Не в том прелесть сюжета, а вот где: «... и в моей части Рая деревья сбросили листву свою».

Мать-то Ева, изначально – собственница, помещица, лендлордша: «своя часть» у ней в Раю, прихватизирована!

И ещё: «И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила».

Прочна связь казни дерев и блудящего человека – вот где зерно сюжета.

 

(длинь 3-я)

 

Нечто о крокодильих слезах.

«... и увидела Ева лютого зверя по имени крокодил, погнавшегося за сыном ее Сифом. И, остановившись, сказала ему: “О зверь, не помнишь ли, как тебя лелеяла я руками своими? Как смеешь разевать пасть свою на образ Божий, как смеешь зубами своими хватать сына?” И тогда зверь, отвечая Еве, сказал: “О Ева, от тебя пошло зло. А ты как смела покуситься на снедь, которую не разрешил тебе Господь есть? Потому и я хочу дитя твое пожрать”. И тогда Ева разрыдалась, и плач ее слышен был от востока до запада, и сказала: “О горе мне, Боже мой, отныне и до века проклинать меня станет весь народ”. Тогда Сиф сказал: “Заклинаю тебя, зверь, в логове своем пребудешь до Судного дня, раз посягаешь на надежду человеческую”. Так он и пребывает вовеки»3.

Слышу, мать, тебя и вопль твой – и на востоке слышу и на западе, и на юге и на севере, под землёю слышу и на облаках.

Слышу и проклятия тебе. Но что за прелесть эти проклятья, обращённые на тебя чрез дочерей твоих! Что за сила заставляет вышоптывать проклятые слова, простанывать стоны, прокрикивать крики, выхрипывать хрипы...

Плачет крокодил, горько плачет в досудном логове своём.

(длинь 4-я)

 

Изначально «апокрифический» прочитывалось как «тайный, сокровенный», относилось к текстам, воспринимаемым как сакральные, предназначенные для узкого кружка посвящöнных. Позднее возникло понятие «отречöнных» текстов, книг.

Вся-то жизнь человечья – апокриф, в первоначальном смысле. Потому – истинный и окончательный смысл её известен и понятен «узкому кружку посвящённых», Богу и Ангелам Его.

Знай эту истину диавол, проникни он её, давно бы сложил лапки-крылья, облился слезами горькими и запросился в лоно, к полной полноте искомого знания.

Ан нет, ищет курилка, роет землю, бороздит поднебье, кружавит прямь, изламывает твердь – тщета!..

Мать Ева:

«Я сказала Адаму: “Господин, покаемся, авось избавит нас Господь от Дьявола”. Адам же сказал: “Постимся сорок дней”. Я сказала: “Ты, господин мой, постись сорок дней, а я буду поститься сорок и четыре дня”. И сказал он мне: “Войди ты в Тигр реку и положи камень на голову свою, а другой под ноги свои, стой по шею в воде, но не слушайся никого, чтобы не прельстили тебя снова”. И показал мне тайный знак, и сказал мне: “Не выходи из реки, пока я не приду”. И поднялся Адам, и пошел в Иордан каяться, и сошлись туда все звери и птицы и множество ангелов и оплакивали Адама. Адам же погрузился весь в Иордан реку и провел так 40 дней.

Дьявол же пришел к Еве, как ангел света, слезы роняя по земле, и сказал мне: “Ева, услышал Господь молитву твою и нашу, ангелов своих, молящих за тебя, послал меня Бог, чтобы ты вывела из реки Адама”. Я же не поверила ему, и снова через три дня пришел, приняв образ Адама, и долго искушал меня. Я же не соглашалась выйти, пока не увижу знак, который показал мне Адам. И когда закончил Адам 40-дневное покаяние, пришел от Иордана и нашел след Дьявола, приходившего ко мне, и очень испугался, не была ли я прельщена снова. И когда увидел меня в воде, обрадовался очень. Но когда пришел он ко мне, то я не поверила, что это господин мой. И показал мне знак. Тогда поверила я и вышла из реки. Так освободил нас Господь от Дьявола»4.

Растопчу чорный след, Ева. Покажу верный знак, Ева. Воспою тебе чистую песнь, мать!

 

(длинь 5-я)

 

Слаб человек, и без Бога – никуда.

Ева:

«Мы же сидели, лишенные Эдема. Адам упал ничком и рыдал. И прошло так дней 15, и изнемогла я от голода, и сказала Адаму: “Господин, встань, и поищем себе убежище, уже сердце мое побеждено голодом, и силы мои умалились”. Адам же, воскликнув, сказал: “О Ева, возникает в сердце моем желание отвернуться от лица твоего, но не с кем мне остаться и боюсь Бога. Да и сердце мое не отвергает тебя”. И встали мы, и обошли всю землю, и не нашли ничего съедобного, только волчец и траву полевую. И снова пришли к Раю, и плакали, скорбя. И сказал Адам: “Господи, пошли мне благовония, чтобы тебе кадить”. Тогда послал ему Господь фимиам, и ливан, и ладан. И взял Адам и сотворил молитву Господу. И тогда умилосердился Господь, и архангел Иоиль отделил седьмую часть Рая и отдал нам. И сначала питались плодами терновными 17 дней, а потом взяли пшеницу, и мед, и масло и ели и насытились. И изгнал Бог всех скотов и зверей из Рая и отдал Адаму. Адам же разделил их и сделал дикими и домашними, и дал всем имена и всему, питающему их»5.

Вот, оказывается, и Рай небезвозвратен! Седьмая часть игнанникам на бедность пожалована. Только, видать, запущенною эта часть оказалась: 17 дён сплошь плоды терновные пища Адаму и Еве. Как так?

И вот ещё что: нет среди архангелов Божиих архангела Иоиля. Не было и нет.

О мать отцов и матерей, нешто ты Господа не признала?

Сердце Адама твой дом теперь, береги его.

 

(длинь 6-я)

 

В трудах Адам. В поте труды его.

И феодал на хрестьянина грянул:

«И взял Адам волов и вспахал землю. И пришел Дьявол и встал перед волами, чтобы не давать Адаму землю пахать. “Потому что, - сказал Дьявол, - моя земля, а Божии небеса и Рай. И если хочешь моим быть, то землю паши. Если же хочешь Божиим быть, то иди в Рай”. И сказал Адам: “Божии небеса и земли со всем, что ее населяет”. Дьявол же не давал ему пахать и сказал: “Напиши мне своей рукой, что ты мой, и ты на земле будешь работать”. Адам же сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”. Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: “Заложись за меня”. И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”. Дьявол же взял рукописание и скрыл у себя»6.

Лукав Дьявол, но Адам лукавее: знал Адам, а Дьявол не знал, и обманул Адам на залоге будто бы верном Дьявола, и купился на ложь Отец Лжи.

Крепок дом Адама, сердце его. Ева в нём хозяйка.

 

(длинь 7-я)

 

Расхворался отец отцов и матерей Адам.

«И тогда сказал ангел Сифу: “Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его”. И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви. И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его.

И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и трех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото»7.

Нет больше дома тебе на земле, Ева, негде тебе быть хозяйкой. Спета песнь твоя, мать, исчерпана жизнь твоя, жено.

«Ева же, скорбным голосом молясь, просила: “Господи владыко, прими душу мою”. И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама»8.

Крепко то древо, произросшее из болота Геруси. Высок и могуч ствол его. Толсты и раскидисты ветви его. Под ним зверь ходит, на нём птица гнездо вьёт. Малый мальчонка Ликушечка на качельке под ним качается – ни земли, ни неба при нём – голота, песенки знай поёт.

А досочка в той качельке, подпопная – чорен камень, с рукописанием, стащенный, поди, у кого, искомый, поди, кем. А поди сыщи – спросить-то не у кого.

- Не видал ли, ась? - спрашивается из ночú.

- Нýку! - трясёт головой Ликушка.

Чо с ево взять-то? Житель болотный, зелёненький человечек.

 

1 Апокрифы Ветхого Завета // Апокрифы Древней Руси. СПб., 2006. С. 19-20.

2 Там же. С. 21.

3 Там же. С. 26.

4 Там же. С. 24-25.

5 Там же. С. 22-23.

6 Там же. С. 23-24.

7 Там же. С. 26-27.

8 Там же. С. 27.

 

Tags: Апокриф
Subscribe

  • ЗеЛёНЫЙ ЛИК

    Дамоспода не мои, сколько мне известно, всякий отъезжающий в дальние и недальние края должен по себе хоть что-нибудь да оставить. Я оставлю две вещи,…

  • СеКУН-МАиОР

    Как всё-таки хорош, как изобретателен «носитель» русского языка! Смотрите-ка… 1. «Алексей Орлов уже в Ропшу приехал…

  • МАШКеРАД?

    Или «коня на скаку остановит»? «Служба в гвардии при Екатерине была самая лёгкая, офицеры, стоявшие на карауле, одевались в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments