likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

«ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ» НАШЕГо ВРЕМЕНи

Как можно получить за басенки венец?

Д.И. Хвостов

 

Положительными героями в нашей, в русской литературе, некогда, и «по завещанию», великой, могут быть (в настоящее, обозримое время) только и исключительно только ребёнок, солдат, поп или монах (с недавних пор) и... сумасшедший. Сумасшедший – первое среди них лицо, потому в нём и ребёнок, и солдат (рыцарь бедный), и поп-инок (литература у нас давно превратилась в quasi-религию, с «пророками» и то аплодирующей им, то прогоняющей «паствой»).

 

Сумасшедший! Не парадоксально ль? Не есть ли в этом выборе отвратительнейшая из нелепостей? Не морщит ли он нравственного чувства добропорядочного и добросердечного, безо всякого на то сомнения, обывателя? А ведь выбор давно осознан, выбор и теперь сознаваем, равно – лучшими из творцов (было, было!) и лучшими из «пасомых» ими (есть)...

Он, выбор – исторический.

Но как же мне, положим, писать сумасшедшего, не влезши в шкуру его, не слившись с ним до неразличимостей, не устранив выторчивающее меж нами, в субъектно-объектном, заостренным колышком – «он»?1..

Я, я и тысячу раз я! - вот что должен затвердить в себе, сумасшедшем, тот автор, который вдруг да дерзнёт вывести и представить русскому мiру и, может быть, мiру «вообще», своего положительного героя, своё «положительно прекрасное лицо».

Вот путь, вот указание пути, вот идеал и цель. Где исполнители?.. Ау-у!.. Нет никого. Дурачки с полудурочками – этих пруд пруди, а подлинного, а настоящего, а неподдельного сумасшедшего – «ребёнка-солдата-попа» – нет. Не то чтобы в живой жизни их нет, но их нет в литературе, в предельно и запредельно выкристаллизованном, выработанном ювелирски выражении-отображении их мучительного бытия. Нет, или так уж спрятались, что не различить бедолажек...

Аминь.

 

P.S. Между прочим, в самой постановке этого вопроса больше философии, чем собственно литературы. И многие от такой постановки вопроса «шарахнутся». Тоже своего рода парадокс.

P.P.S. И не стоит прямо так уж доверяться гениальному безумцу Пушкину, который, как известно, «боялся»: «Не дай мне Бог сойти с ума...» Тут, как раз, имеет место одно из «обратных общих мест», замеченных характерной чертой предельно «правильным» Иваном Тургеневым у запредельно «сумасшедшего» Фёдора Достоевского – факт.

 

1 «Читайте, деревья, стихи Гезиода», - посмеивался из очков «велосипедиком» Коля Алексеевич Заболоцкий. Вот и я твержу своим деревьям – только о Декарте, потому ведь: «мысль не может быть предметом другой мысли, потому что она, направляясь на чужое “я”, схватывает лишь идеальный предмет без смысловой реальности cogito. Другими словами, необходим такой путь коммуникации между “я”, который не нуждается в субъект-объектных отношениях. Декарт в дальнейшем показывает этот тип, изображая соотношение конечного и бесконечного сознания» [Выделил. - Л.]. - А.Л. Доброхотов. Эпохи европейского нравственного самосознания // Этическая мысль: современные исследования. М., 2009. С. 216.

 

Tags: Дон Набедренник
Subscribe

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…