likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

КАЗНЬ САТИРа

Я сделал в этом страшном деле только то,

что делают все люди, - я последовал своей

склонности. А философа она должна приводить

не к жалению несчастных, а к служению им.

Вольтер

 

Что есть постмодернизм, во всех его трансформациях? - трусость, проявление трусости автора пред устрашившей его реальностью двоемiрья.

 

Уклончивое фантазёрское мечтательство, пускай порою и самого мрачно-ироического свойства, есть трусость, необореваемый страх пред живой жизнью. Но что, если оно, это мечтательство, вдруг проявляется в ином авторе – в сугубом реалисте, который, ко всему, не вполне владеет ремеслом фантазии, однако тщится его «применить» к своему знанию-выражению реалий мiра – фрагментом, вставкой, украшательством, «иллюстрацией»-виньеткой? Что означает и что может дать этот шажок, неуверенный, на «чужую территорию»? Разве он не бóльшая фэнтезийной слабина, та же, по сути, трусость, тот же необоревамый страх?..

Постмодернизм – это убегание в ложный миф, образ самопревращения человека в синкретичного монстра (самое время вспомнить Борхесовский «Бестиарий»), попытка соединить не столько, может быть, несоединимое – науку и поэзию, но прежде несоединимости – потенциально, из зародыша, нежизнеспособное; потому – ни одна из «половинок» не уступит права на доминирование в искусственно созданном «целом». О, теперь, слыхалось, и религия ищет примирения с наукой, и наука, вроде, не против; и «толерантность» как бы продолжает цвесть, в том числе в виде «поисков диалога» в межконфессиональном и межрелигиозном общении. Оправдание постмодернизму как вероятному образу искомого целого культуры? По-моему, нет, скорее – обличение обречонности и «целого», и тупиков на путях поиска его.

Нынешняя литература, нынешнее писательство, конечно – здесь, в мэйнстриме испуганных метаний человеческого существа, самодеятельнейшей из тварей. Она, литература, творит абстракцию потенциальной осуществимости (математический термин), норовя прирастить к человеку то щупальце, то клешню, то манипулятор на шарнире, то всё сразу, с оптовой скидкой на товар. Открываешь изящную картонку, а оттуда – испуганный до смерти чортик на пружинке: Wow!

Ну, это, в некотором смысле, верно: в жизни всегда находится повод испугаться; одним поводом больше, одним меньше – какая, к чертям собачачьим, разница?..

Страх и... страх – таковы две крайности современного «писательства», нашей, начала третьего тысячелетия, клавиатуры (термин, которым, по моему убеждению, дóлжно заменить старорежимную «литературу»). Так оно происходит прежде всего у нас, но и в прочем мiре почти всегда и всюду та же бесцветность, тот же серый, жиденький, перфекционистского розлива туманишко.

Бриколаж вместо целого. Представление казни, в котором роли палача и жертвы исполняет одно лицо, снимаемое одновременно с нескольких внешних, по отношению к происходящему, точек (никогда – из нутра: «во время съёмок никому из живых существ не причинено ущерба»), транслируемое всею сетью канализации времяпрепровождения. Публика рукоплещет бездарной постановке, фальшивой игре, изощрённой демонстрации, имитирующих жизне-смерть.

До поры. До срока.

Тук-тук...

 

Tags: трусы и стринги
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments