likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

БАХТИНоМАХИЯ


 

Зацепило: «...творческий акт (переживание, стремление, действие), - говорит Бахтин, - обогащающий событие бытия... создающий новое, принципиально внеритмичен... Свобода воли и активность несовместимы с ритмом. Жизнь (переживание, стремление, поступок, мысль), переживаемая в категориях нравственной свободы и активности, не может быть ритмизована... творец свободен и активен»1.

Тут же почему-то вспомнились: Ксенофонт, Сократ, Петрарка, Достоевский, Крылов и... я сам. Скромно, конечно, но хрен бы с экивоками – личный опыт в настоящем деле важнее.

У Ксенофонта, в его «Апологии» Сократа: «Он рекомендовал также изучение астрологии, но тоже лишь в таком объеме, чтобы иметь возможность определять время ночи, месяца и года для поездок сухопутных и морских и для караулов и чтобы вообще для всякого рода занятий, приуроченных к известному времени ночи, месяца и года, пользоваться разными признаками, определяя время этих занятий. И этому легко научиться, говорил он, у ночных охотников, кормчих и многих других, кому нужно знание этого»2.

 

«Астрологию» отставлю в сторонку, ткну в главное: Сократа интересует именно ритмическое для практического совершения творческого акта (не стоит упираться в перечисляемые виды деятельности: Сократ всегда шире перечисления, для него строительство, земледелие, философствование, музицирование, сражение и рисование суть творческие акты); творческое Сократ мыслит только и именно как нравственное, но и Бахтину приписывают, сравнивая с Хайдеггером, преимущество в «нравственности» его философии.

Мертва, не-жизненна эта «нравственность». Так вижу.

Сама природа создаёт ритмику и естественно задаёт её всякому биологическому организму, в т.ч. и «мыслящему животному»: ночь, день, утро, вечер и проч., и проч. Толковать и разжовывать тут, кажется, нечего.

Всякое творчество – музыка, поэзия, проза, живопись, графика, скульптура, архитектура и проч. исполнены ритмического, без ритмического немыслимы. Даже внешне хаотический карнавал – излюбленное у Бахтина действо, в календарной и сценической повторяемости своей, есть ритм.

И тут толковать и разжовывать нечего.

Возму ритмику как элемент организации творческого процесса (о чём Сократ и говорит); выведу Достоевского – творца, о котором много чего понаписал Бахтин: Достоевский творил строго подчиняясь ритмике; в первую очередь ритмике организма (работал с вечера и ночью, исключительно), во-вторую – работал, прилагая «нечеловеческие» усилия чтобы выдержать ритмику журнальной публикации очередных глав и книг очередного романа, выхода очередного выпуска «Дневника писателя» и проч.

Без ритмики сам акт творчества разов, случайно-хаотичен, он лепетанье младенца, тоже, бывает, иной раз выговаривающего неожиданную метафору. Если это и свобода творчества, то – творчества дилетанта, младенца, дикаря. По себе знаю.

Сам я себе вспомнился ещё и потому, что на протяжении двух лет совмещал свободу и мысль (по Бахтину) с жёстко установленным ритмом клавиации и вывески некоторого пространного текста, и согласиться с Бахтиным, что, самим фактом согласования я переживал жизнь вне категорий нравственной свободы и активности, никак не могу. Ну – чушь это полнейшая, внежизненное нечто, нечто «байронически-магическое», «Иван-Карамазовское» и капризно-бабье: «захоцу – вскоцу, не захоцу – не вскоцу».

Вот – капризно-бабье, и есть для меня оптимум в определении «философии» Бахтина.

И ещё, пришей-кобыле-хвостье:

Рассматривая фрески одного из афонских монастырей паломничающий, из русских постреволюцьонных вышвырков (талантливый мужик), вдруг огорошил:

«Гений есть вольность. Нет преграды, всё возможно, всё дозволено»3.

Отчего-то думается мне, что автор сентенции ровным счётом ничего не понял в гении. И думается мне, что гений-то прежде всего – до над-человеческого страшный груз ответственности, когда ты сам себе преграда, сам – в смысле нечто внутреннее в тебе, высшее тебя; когда ты сам становишься каноном и канонодателем, и новейшему канону твоему задолго до тебя исполнились тысячи, может быть, лет, а может и вечность.

А ответственность есть ритм, есть выражение ритма жизни, бытия.

А теперь – басенка от Франческо Петрарки, вполне, кажется мне, уместная:

«Бывает ли в делах человеческих хоть что-нибудь настолько благоразумное и осмотрительное, чтобы не оставить лазейки для нападок и брани? Покажи хоть одного, кто избавлен от этой чумы! Самого Христа опозорили и в конце концов погубили те, кого он пришел спасти; мы еще хорошо отделались, если без топора над головой, без боязни плетей терпим словесные наскоки. Если только не предположить, что древние лучше умели язвить, никогда не было эпохи наглее нашей. Перескажу тебе одну из известных в народе басен, какими старухи коротают у огня зимние ночи.

Старик и сын-подросток шли куда-то, имея на двоих одного, да и то тщедушного, ослика, на котором по очереди облегчали себе тяжесть пути. Когда поехал родитель, а мальчик шел следом, встречные стали насмешливо говорить: “Вот дышащий на ладан и бесполезный старик, ублажая себя, губит красивого мальчугана”. Слез старик и поднял упирающегося сына вместо себя на седло. Встречная толпа зароптала: “Вот ленивый и крепкий мальчишка, потакая своей испорченности, убивает дряхлого отца”. Покраснев, тот заставляет отца подсесть к себе, и одно четвероногое везет обоих. Но громче ропот прохожих и негодование: малое-де животное задавлено двумя большими! Что делать? Одинаково расстроенные, оба сходят и на своих ногах поспешают за идущим налегке ослом. Однако насмешки жесточе и хохот наглей: двое-де ослов, желая поберечь третьего, не берегут себя. “Замечаешь, сын мой, - говорит отец, - что не выходит сделать так, чтобы одобрили все? Давай вернемся к тому, что было у нас принято в самом начале, а они пускай продолжают болтать себе и браниться, как принято у них”»4.

Короче говоря, по Ивану Андреичу, только навыворот: А вы, друзья, как ни садитесь...

Задумаешься тут...

 

1 Цит. по: Т.В. Щитцова. Событие в философии Бахтина. Мн., 2002. С. 67-68.

2 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 2003. С. 163.

3 Б.Зайцев. Афон. Париж. 1928. С. 76.

4 Ф.Петрарка. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1999. С. 271-272.

 

Tags: квартет а тет
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments