?

Log in

No account? Create an account
БАХТИНоМАХИЯ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

February 12th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
10:16 pm - БАХТИНоМАХИЯ


 

Зацепило: «...творческий акт (переживание, стремление, действие), - говорит Бахтин, - обогащающий событие бытия... создающий новое, принципиально внеритмичен... Свобода воли и активность несовместимы с ритмом. Жизнь (переживание, стремление, поступок, мысль), переживаемая в категориях нравственной свободы и активности, не может быть ритмизована... творец свободен и активен»1.

Тут же почему-то вспомнились: Ксенофонт, Сократ, Петрарка, Достоевский, Крылов и... я сам. Скромно, конечно, но хрен бы с экивоками – личный опыт в настоящем деле важнее.

У Ксенофонта, в его «Апологии» Сократа: «Он рекомендовал также изучение астрологии, но тоже лишь в таком объеме, чтобы иметь возможность определять время ночи, месяца и года для поездок сухопутных и морских и для караулов и чтобы вообще для всякого рода занятий, приуроченных к известному времени ночи, месяца и года, пользоваться разными признаками, определяя время этих занятий. И этому легко научиться, говорил он, у ночных охотников, кормчих и многих других, кому нужно знание этого»2.

 

«Астрологию» отставлю в сторонку, ткну в главное: Сократа интересует именно ритмическое для практического совершения творческого акта (не стоит упираться в перечисляемые виды деятельности: Сократ всегда шире перечисления, для него строительство, земледелие, философствование, музицирование, сражение и рисование суть творческие акты); творческое Сократ мыслит только и именно как нравственное, но и Бахтину приписывают, сравнивая с Хайдеггером, преимущество в «нравственности» его философии.

Мертва, не-жизненна эта «нравственность». Так вижу.

Сама природа создаёт ритмику и естественно задаёт её всякому биологическому организму, в т.ч. и «мыслящему животному»: ночь, день, утро, вечер и проч., и проч. Толковать и разжовывать тут, кажется, нечего.

Всякое творчество – музыка, поэзия, проза, живопись, графика, скульптура, архитектура и проч. исполнены ритмического, без ритмического немыслимы. Даже внешне хаотический карнавал – излюбленное у Бахтина действо, в календарной и сценической повторяемости своей, есть ритм.

И тут толковать и разжовывать нечего.

Возму ритмику как элемент организации творческого процесса (о чём Сократ и говорит); выведу Достоевского – творца, о котором много чего понаписал Бахтин: Достоевский творил строго подчиняясь ритмике; в первую очередь ритмике организма (работал с вечера и ночью, исключительно), во-вторую – работал, прилагая «нечеловеческие» усилия чтобы выдержать ритмику журнальной публикации очередных глав и книг очередного романа, выхода очередного выпуска «Дневника писателя» и проч.

Без ритмики сам акт творчества разов, случайно-хаотичен, он лепетанье младенца, тоже, бывает, иной раз выговаривающего неожиданную метафору. Если это и свобода творчества, то – творчества дилетанта, младенца, дикаря. По себе знаю.

Сам я себе вспомнился ещё и потому, что на протяжении двух лет совмещал свободу и мысль (по Бахтину) с жёстко установленным ритмом клавиации и вывески некоторого пространного текста, и согласиться с Бахтиным, что, самим фактом согласования я переживал жизнь вне категорий нравственной свободы и активности, никак не могу. Ну – чушь это полнейшая, внежизненное нечто, нечто «байронически-магическое», «Иван-Карамазовское» и капризно-бабье: «захоцу – вскоцу, не захоцу – не вскоцу».

Вот – капризно-бабье, и есть для меня оптимум в определении «философии» Бахтина.

И ещё, пришей-кобыле-хвостье:

Рассматривая фрески одного из афонских монастырей паломничающий, из русских постреволюцьонных вышвырков (талантливый мужик), вдруг огорошил:

«Гений есть вольность. Нет преграды, всё возможно, всё дозволено»3.

Отчего-то думается мне, что автор сентенции ровным счётом ничего не понял в гении. И думается мне, что гений-то прежде всего – до над-человеческого страшный груз ответственности, когда ты сам себе преграда, сам – в смысле нечто внутреннее в тебе, высшее тебя; когда ты сам становишься каноном и канонодателем, и новейшему канону твоему задолго до тебя исполнились тысячи, может быть, лет, а может и вечность.

А ответственность есть ритм, есть выражение ритма жизни, бытия.

А теперь – басенка от Франческо Петрарки, вполне, кажется мне, уместная:

«Бывает ли в делах человеческих хоть что-нибудь настолько благоразумное и осмотрительное, чтобы не оставить лазейки для нападок и брани? Покажи хоть одного, кто избавлен от этой чумы! Самого Христа опозорили и в конце концов погубили те, кого он пришел спасти; мы еще хорошо отделались, если без топора над головой, без боязни плетей терпим словесные наскоки. Если только не предположить, что древние лучше умели язвить, никогда не было эпохи наглее нашей. Перескажу тебе одну из известных в народе басен, какими старухи коротают у огня зимние ночи.

Старик и сын-подросток шли куда-то, имея на двоих одного, да и то тщедушного, ослика, на котором по очереди облегчали себе тяжесть пути. Когда поехал родитель, а мальчик шел следом, встречные стали насмешливо говорить: “Вот дышащий на ладан и бесполезный старик, ублажая себя, губит красивого мальчугана”. Слез старик и поднял упирающегося сына вместо себя на седло. Встречная толпа зароптала: “Вот ленивый и крепкий мальчишка, потакая своей испорченности, убивает дряхлого отца”. Покраснев, тот заставляет отца подсесть к себе, и одно четвероногое везет обоих. Но громче ропот прохожих и негодование: малое-де животное задавлено двумя большими! Что делать? Одинаково расстроенные, оба сходят и на своих ногах поспешают за идущим налегке ослом. Однако насмешки жесточе и хохот наглей: двое-де ослов, желая поберечь третьего, не берегут себя. “Замечаешь, сын мой, - говорит отец, - что не выходит сделать так, чтобы одобрили все? Давай вернемся к тому, что было у нас принято в самом начале, а они пускай продолжают болтать себе и браниться, как принято у них”»4.

Короче говоря, по Ивану Андреичу, только навыворот: А вы, друзья, как ни садитесь...

Задумаешься тут...

 

1 Цит. по: Т.В. Щитцова. Событие в философии Бахтина. Мн., 2002. С. 67-68.

2 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 2003. С. 163.

3 Б.Зайцев. Афон. Париж. 1928. С. 76.

4 Ф.Петрарка. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1999. С. 271-272.

 


(9 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:znichk_a
Date:February 12th, 2011 07:44 pm (UTC)
(Link)
Как-то - грубовато вышло, линейно... Ритмичность - она же разная. Есть еще - выработанная античностью - эвритмия, как в иконостасе, например, или в пропорциях человеческого тела. Живая гармония, вот она-то как раз - как отсутствие диссонанса - Бахтину недоступна.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 12th, 2011 07:56 pm (UTC)
(Link)
Чего уж. Я не женствен. По-моему, это альфа-самец "свободен и активен", а не "творец". "Работай, неустанно работай", - говорит старец Зосима Алёше Карамазову. Сам строй фразы задаёт "ритмичность" дела. А "свободен и активен" Фауст: р-раз, и ... "чистое мгновенье" как плод столь же мгновенного "подвига".
Если же о "линейности", то по прочерченной Бахтиным со бахтинисты линии из модерна вышел постмодерн, со всей его "свободой и активностью" в деконструкции всех и всяческих ритмов.
[User Picture]
From:florentioslg
Date:February 12th, 2011 08:18 pm (UTC)
(Link)
подмечено однако. Именно самец, и вовсе не свобода, а знакомая старая неволя - "или тварь дрожащая?" и страшные от ужаса глаза. Еще дерзновение называется некоторыми.
правильные вещи лежащие в беспорядке. Избавляемся от оценки, просто, эффективно и за довольно невысокую плату
[User Picture]
From:likushin
Date:February 12th, 2011 08:29 pm (UTC)
(Link)
Вот "размер платы", это вопрос открытый. Хе.
[User Picture]
From:florentioslg
Date:February 12th, 2011 08:53 pm (UTC)
(Link)
я ж не о рассплате..
а о затратах, вообще ничего.. степь, да степь кругом и всё бесплатно)
стираем разницу между городом и деревней, мужчиной и женщиной, а верхнее платье в прачечной за углом.
твори! - не хочу!
[User Picture]
From:znichk_a
Date:February 12th, 2011 08:21 pm (UTC)
(Link)
Так да, всё так... Творчество само по себе проверяется гармонией (ритмом, по-твоему). Неритмичное - не выживает.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 12th, 2011 08:31 pm (UTC)
(Link)
Что творчество? Самое жисть. :)
[User Picture]
From:krajn
Date:February 14th, 2011 07:28 am (UTC)
(Link)
Слишком широко захвачено. Никакие общие идеи не проходят в разреженном воздухе вершин. Можно идти в сторону от ритма - время, фотографический отпечаток, резонанас (и тут вопрос - как, в отсутствии-то ритма?). Можно углубляться в параметры ритма: африканский, рваный, синкопа... Все направления для размышлений открыты, что равнозначно тюрьме.
---
Для себя вижу неритмичное, невнятное начало, попытки так и эдак, бесконечное, злобное нарастание желания в середине пути (бешеная собака) и (чаще неожиданный) приход осознания Бога, ощущение Ритма, недоступного в обыденной жизни. Осознание участия своего в Его Жизни, где есть Музыка, а в Ней - по нисходящей - Тема, Мелодия, Такт, Длительность, Нота и - уменьшаясь как в кошмаре до тошнотворной микроскопичности - Я. Но я - уже настоящий.
А творец ты или кто - дело десятое, на мой вкус.
[User Picture]
From:geopontifik
Date:February 19th, 2011 01:19 pm (UTC)
(Link)
- А когда же жить! - воскликнул Обломов
(с) по памяти...

> Go to Top
LiveJournal.com