likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

PAST PERFEСT1

И если ты утратил веру

В смерть и в воскресение,

Ты – печальный пришелец

На этом мрачном свете.

Гёте

В начале был мятеж,

Мятеж был против Бога...

М.Волошин

Нам известно идолопоклонство людей Запада

перед всем, что есть форма, формула и политический механизм.

Идолопоклонство это сделалось как бы последнею религией Запада.

Ф.И. Тютчев

 

Страшно безоглядные оценочности доносятся иной раз из-за океана: «Достоевский лучше всего, когда он разрушителен»2.

 

Если принять, что на интеллектуальном Западе, по опросам, «русский» ассоциируется с «Достоевским», остаётся развести руками пред опытом столь самоубийственной, но и варваризирующей всё русское «эстетики», на ура принимаемой, бодро транслируемой пост-советскими либерал-интеллигентами, из доживков, поднявшими на знамёна критику русского мiра, будто бы заряженного «комплексом неполноценности», будто бы исполненного «разгулом ксенофобии» (Запад в этом смысле «кристально чист»), будто «несущем угрозу». Между тем, С.П. Шевырев писал в «Москвитянине», ещё в 1846 году: «Мы нация всемирная, народ всенародный, язык многоязычный. Наша народность не обидна ничьей – и уживается со всеми»3. Как поверить – в себя, во всемiрно уживчивого русского4, пред «чудесным ликом» неустанно рушащего себя и нас Запада? Разве – через «мечту»: «“Святая Русь требует святого дела”, - сказал Вл.Соловьев, полемизируя с И.С. Аксаковым в статье “Любовь к народу и русский народный идеал” (1884). Историческим результатом вестнической миссии Достоевского стало приоритетное расширение русской правды далеко за пределами Святой Руси; ее географический горизонт совпал с христианским человечеством, а метафизическое пространство – с мировой ноосферой»5.

Но ареал «христианского человечества» с тех пор испытал действие «шагреневого эффекта», «метафизическое пространство» пожираемо виртуальностью, «Святая Русь» и «русская правда» как держались единицами, так и держатся (и слава Богу, иного не дано), а в «мировую ноосферу» лучше вообще не соваться: набита ничтожащей живое цифрой, вздёрнута убийственным расчётом, чревата исполнением грёзы «искусственного интеллекта» («биологического бессмертия») и смертно страшится всего русского, «разрушительного». Впрямь ли была «вестническая миссия Достоевского», и исполнена ли она, и нет ли – равно для Русских и для Запада – нужды в продолжении «миссионерства», в поддержании и неустанном развитии его? Или напротив: отгородиться – в очередной раз, и навсегда уже забыть о «всечеловечестве»? Или впрямь прав был Гегель, утверждавший, что количество есть самая бездуховная категория?..

И тем не менее – на воздухе: «Всё назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа» (146; 29.I).

Есть у меня в библиотеке за сущие гроши купленная на парижском развале брошюрка, с библиотечным штампом-номером, но, по ветхости, без имени автора и вообще без выходных данных. Называется так: «О послѣднихъ событiяхъ, имѣющихъ совершиться въ концѣ мiра»...

«Названiе “антихристъ” весьма значительно. Царство его будетъ совершенно земное, плотское, и не переставая быть земнымъ и плотскимъ, старается казаться небеснымъ, духовнымъ. Тѣмъ-то и замышляетъ антихристъ затмить истинное ученiе вѣры христiанской новымъ ученiемъ, новымъ порядкомъ болѣе легкимъ, веселымъ, прiятнымъ и сообразнымъ съ наклонностями плотскаго человѣка, - и будетъ всячески стараться выдавать себя за Христа. Все что Христосъ обѣщаетъ дать въ награду своимъ послѣдователямъ, - обѣщаетъ тоже и антихристъ, отмѣняетъ только крестъ; и въ этомъ вся тайна его коварной силы, - причина, почему всѣ цари и народы послѣдуютъ за нимъ. Антихристъ обѣщаетъ прославленiе тѣла безъ его умерщвленiя, прославленiе мiра безъ его осужденiя, обѣщаетъ самое царство небесное безъ всякихъ трудовъ и подвиговъ благочестiя. - Антихристъ обѣщаетъ людямъ существованiе истинно-человѣческое, богоподобное, обѣщаетъ небо на землѣ, въ которомъ легко совмѣщаются знанiе, удобства и прiятности жизни, искусства, разныя изобрѣтенiя и улучшенiя въ материальной жизни. Это его приманка, его уда, которыми антихристъ привлечетъ весьма многихъ на свою сторону».

Там, на «ослепшем» Западе, никому эта, ретроградная, «ослеплённая» временем брошюрка не понадобилась, ко мне притекла, на географический восток потерянной Европы.

И я не оглашаю пустоту печального пришельства риторическим: «что делать», мол, а, господа хорошие!

Я иду ковырять «свой» огородик – изо дня в день.

 

1 Past Perfeсt (англ.) – прошедшее завершонное время.

2 Дж. К. Оутс. Трагическое и комическое в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Альманах №6. СПб., 1996. С. 221.

3 Цит. по: Г.Е. Потапова. От «протеизма» к «всемирной отзывчивости». (Очерк из истории одной идеи) // Достоевский. Материалы и исследования. № 16. СПб., 2001. С. 53.

4 Ради «чистоты эксперимента» и в качестве примера «русской уживчивости» – из народного фольклора, т.е. коренное, но и «отречонное», что немаловажно: «Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась Пресвятая, и вскричали все в один голос: “Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение; помолись, Пресвятая, с архистратигом”. И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: “Господи, помилуй нас”, чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны, и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала Святая и спросила: “Что это за река и волны ее?” И ответил ей архистратиг: “Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это евреи, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими <...> с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так”. И сказала Святая: “Пусть будет так по заслугам их!” И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил Богородице: “Если кто попадет в эту тьму, не будет Бог помнить его”. И сказала Пресвятая: “О горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!”» [Выделил. - Л.] - Хождение Богородицы по мукам // Апокрифы Древней Руси. СПб., 2006. С. 166-167.

5 К.Г. Исупов. Читатель и автор в текстах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. № 16. СПб., 2001. С. 22.

 

Tags: сфера сфере рознь
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…