?

Log in

No account? Create an account
СКАЗКА МОЗГА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 30th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
02:03 pm - СКАЗКА МОЗГА

Пелевин в шорт-листе «Большой Книги»

Из новостей

 

В ком из современных русских «классиков» (постмодерновых, разумеется) нет и тени синтаксиса, это Пелевин. Его тексты – плохоцветные кубики дошколятской игрушки: сложил так – хорошо, сложил не так – тоже хорошо; можно складывать и раскладывать в любом порядке, до бесконечности. Кубиков – завались. В каждом доме.

Пресно.

Такая игра.

Такая сказка. Новая.

Сказка мозга, разъятого не числом, но цифрой:

Вскрыл ей белое девичье тело

И пустил электрический ток...

А я читаю, с удовольствием: надо же иной раз... кхе-кхе. Моцарт завещал!

Вот, к примеру:

« - Проект коммерческий, - продолжал Ариель, - поэтому Федор Михайлович будет у нас не рефлексирующий мечтатель и слабак, а боец. Такой доверчивый титан, нордический бородатый рубака, зачитывающийся в свободное время Конфуцием...

- Но почему именно Достоевский? Почему, скажем, не Тургенев?

- Вот прицепились. Ну хорошо, скажу. У ФСБ есть инсайд, что в следующем году телеведущая Опра Уинфри порекомендует американским женщинам прочесть роман “Братья Карамазовы” <...> бабла можно снять немерено». - Пелевин. В.О. Т. М., 2009. С. 143.

«Следующий год» – мимотекущий, 2010-й, судя по году выхода «Т». Начал ждать рекомендаций от Опры, а чрез неё и бабла на достоевскофанах немерено. Погрешность: ещё 12 месяцев, джетльменская. Как это у Пелевина: «Вы необыкновенно умны, граф» (Там же. С. 122).

Не знаю, как кому, но мне ближе «барон», как титул, разумеется. Барон Мюнгхаузен, например. Хорошо! От «графа», прости, матушка Государыня, трактирным несёт, мелкопоместно-захолустным, в лучшем случае – на хрене или на анисе, в жарý, но с лéдничка. А то вот ещё какую штуку придумали – «яблоки любви» зовётся, и «духовка» к яблочкам, на пост-гламурном наречии. Ишь затейнички!.. 


(22 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:white_reggae
Date:May 30th, 2010 03:22 pm (UTC)
(Link)
Я тоже ПВО всегда читаю. Но отношусь к нему с иронией... Буддист он, ага.

Насчет кубиков Вы точно заметили. Один из элементов его метода. Как-нибудь отдельно напишу.
[User Picture]
From:likushin_today
Date:May 30th, 2010 03:34 pm (UTC)
(Link)
А Вам показалось, что я без иронии, а всерьёз "бабла немерено" жду?
Кхе-кхе. То-то я думаю, все воды в рот набрали.
:))))
Почитать о методе ПВО будет интересно. Приступил к поджиданью.
[User Picture]
From:white_reggae
Date:May 30th, 2010 04:38 pm (UTC)
(Link)
Не обратила внимания на тег ))
[User Picture]
From:likushin
Date:May 30th, 2010 04:41 pm (UTC)
(Link)
ЛукАвица всегда из детали саднит. )))
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 31st, 2010 07:43 am (UTC)
(Link)
А я читаю его насильно, по работе. Кубики, конечно, да, так и я воспринимаю, игра, сплошная игра - хошь так, хочешь так. Лего - без границ))) И дорогой, да, бабла немерено - конструктор.
Но вот в "Т" мыслишка одна - конструкторская, бесшовная «Как же так, — думал Т., — отчего так устроена душа? Почему мы за одну секунду проходим путь от ангела, ждущего, когда откроются райские врата, до блудливого демона, боящегося лишь одного — не допить чашу позорного наслаждения до дна, упустить из нее хотя бы каплю… И ведь самое страшное и поразительное, что никакого шва, никакой заметной границы между этими состояниями нет, и мы переходим от одного к другому так же легко и буднично, как из гостиной в столовую. Действительно впору поверить в бредни покойной княгини…»
Вот "бесшовность" эта - как раз и есть то, что лучше всего сейчас продаётся, и покупается.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 1st, 2010 07:47 am (UTC)
(Link)
Сижу при дороге, в Царском Селе, на Пушкинской скамейке, чешу котофея и думаю: Вы замечательно как точны в этом наблюденье! Но ведь чрез него замечательно хорошо видны и неизбывность русского, и дань литературной традиции - преемственность, так-зать. Это у Мити в Саду Исповеди вырвалось - о соединенье в иных "идеала Мадонны" с "идеалом содомским".
Но: верно ли, что только и именно теперь это "и есть то, что лучше всего сейчас продаётся, и покупается"? А не было ли так всегда, если не "во все времена", так на протяжении последних 13-ти десятилетий, а если было и прервалось по неким причинам и в силу известных "обстоятельств", так не закономерно ли возвращение?
Не есть ли в этом примета возвращения "большого стиля" в русскую литературу, пускай и чрез такие вот "нелепости", над которыми Вам приходится мазохистски отдаваться своей работе? )
Вопросец, кажется, обширен и глубок, достоин отдельного рассмотрения, и самого пристального.
А, как Вам кажется? Может, возьмётесь?..
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 1st, 2010 10:04 am (UTC)
(Link)
ах, как я тебе завидую! Очень люблю Царское Село.
Только не понимаю я - о чем ты? И Пушкин, и Достоевский - явно к "большому стилю" относятся. Но они не играли в кубики, и всегда четко определяли - где добро, и где зло, не позволяя читателю блуждать, в конце концов всегда выводили его - к свету. А сегодня как раз продаётся - Пелевин, в котором каждый может найти оправдание себе, и своей темноте, и тьме, и мраку.
Или чего-то я снова не поняла?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 1st, 2010 11:49 am (UTC)
(Link)
Ага, здесь чудесно. Только свежевато.
А я вот о чём: всё, так или иначе, движется "от простого к сложному", т.е. от "кубиков" к вязи (условно). Пелевин (и иже с ним) есть необходимое мгновенье в этом пути, граны и гранулы "почвы", из которой произрастает и произрастёт ренессансное, новое, русское большестилье.
Может, так?
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 3rd, 2010 02:49 pm (UTC)
(Link)
Сомневаюсь, движется ли всё от простого - к сложному. Всё равно ведь главное, куда проще: снег должен быть белым, вода - прозрачной, а баба - варить борщ.)
Движется оно совершенно определенно - от кубиков к вязи, и при этом на пути, в это самое "необходимое мгновенье" - действительно "месмеризирует" всё вокруг, кубики становятся всё мельче, оттенков и возможностей - всё больше. И у некоторых просто руки опускаются что-нибудь из них конструировать-лепить-набирать, проще насыпать в банку - и потрясти, а потом высыпать-рассыпать во всём многообразии, неповторимости и красоте-блестящести-переливчатости - ах! - всем нравится, ново, роршахово, а кубики и знакомые вроде есть, и тыц-тыц что в этом можно увидеть; и бабла немерено)
Оно же неискренне всё, и сами трясуны кубиков и не скрывают - никакой, Боже упаси, "гибели всерьез" -
"<...>сильно сомневаются в художественной ценности своего продукта. Как я понял, их цель гораздо ближе к коммерческому скотоводству, чем к художеству"

зы. котофею - привет)))
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2010 05:43 pm (UTC)
(Link)
Ну да: снег кто-то должен чистить, воду кто-то мыть, бабу кто-то любить (иначе с какого ей над борщами преть).
:)
С трясунами давно ясно, а и им самим ясней некуда - стенка: или лезь, или припрут всмятку. О них ли только речь?..
Котофей, бальшой, толстый, мягкий, остался в Царском, а я уже в столице-городе Москве.
(Удивило: почему РЖД Маскву городом-героем больше не зовёт?)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 3rd, 2010 06:15 pm (UTC)
(Link)
С возвращением)
Тут у тебя речь - о Пелевине, и о других(иже с ним)... Я не вижу в этой трясучести не "неизбывности русского, ни дани литературной традиции - преемственности, так-зать". И думаю - не было так всегда, и не "во все времена", так же как на протяжении последних 13-ти десятилетий.
При всяких грустных таких сказках мозга мне вот особенно помогает античная литература( Recipe Cum Deo - и принимать при приступах без ограничений))) - много там всего о падении нравов и крахе культуры, актуально и свеженько очень, а сколько с тех пор всяких ренессансов благополучно пережито)))
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2010 06:23 pm (UTC)
(Link)
Я не вижу в этой трясучести не "неизбывности русского, ни дани литературной традиции - преемственности, так-зать".
Пример.
Модерновый Белый в "Петербурге" игрался с "Достоевским". Игровство схватил теперь Пелевин.
Разве не традиция? разве не неизбывность русского?
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 3rd, 2010 07:02 pm (UTC)
(Link)
ох... "неизбывность русского"...
1. неизбывность - она горе предполагает, а у Пелевина - щастье же сплошное, шутка юмора)
2. русского - ничего нет у Пелевина - типа "буддизм" как бы %), здоровый такой очень пофигизм.
Конечно, Белый тоже с буддизмом играл, так и с беспозвоночными))) Русские пространства ему всё "ясными полянами" представлялись - но ведь проповедью литературу мерял.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2010 07:09 pm (UTC)
(Link)
Горе как мера русского?
Одномерность оценки никогда не даст целого картины.
У всякого времени свои и сказки, свои и проповеди. Своё и горе и выражение его.
Увидь Иоанн Кронштадский (положим) диакона Кураева на байке в "роковой" тусе - что бы сказал, а что сделал бы, а? :)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 3rd, 2010 07:16 pm (UTC)
(Link)
>Разве не традиция? разве не неизбывность русского?
так я просто слова перевожу, по смыслу - "неизбывность" - смысл у слова такой, горький... У радости, например, неизбывности нет. А что про всякие времена и нравы - так да, разные, но ты же - о традиции, вроде?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2010 07:24 pm (UTC)
(Link)
А Кураев и Иоанн разве из розных "традиций"? :)
Максимум неизбывности - в последней радости. Радость, в своей закрайности, и неизбывность неразделимы.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 4th, 2010 05:11 am (UTC)
(Link)
ой, не надо так трясти) Максимум неизбывности - в вечности, трагичность неизбывности - в том, что это невозможно избыть, что не может быть последним, конечным. Последняя неизбывность - оксюморон, живой труп) А радость неизбывная, вечная и постоянная - это что-то из сумасшедшего дома, на любителя трясучести.
Традиция Иоанна, Кураева и даже Белого, но при чем тут - Пелевин?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 4th, 2010 08:48 am (UTC)
(Link)
Люблю закрайности оксюморонного типа, в них часто невысказываемое просверкивает. Например, рай как радость вечная и постоянная, ангелы и праведные, вечно и постоянно твердящие одну молитву. Это очень даже "из сумасшедшего дома", хороший образ и фабула целая в нём. :)
По "традиции": я ведь намеренно поставил парами, как исторических современников друг дружке, как выразителей разных сторон непрерывно формирующейся традиции - Иоанн и Белый, Кураев и Пелевин. А Вы разбили пары и удивились: "при чём тут имярек"?
У одного, кажется, умного священника недавно прочёл неожиданное мне: русский постмодерн отдЕлен от мирового процесса, именно своей русскостью, в которой и подражательность, т.е. незацепление корня, а только внешнее - это одна сторона, другая - русский "постмодернист" от русского, живого, от "традиции в нашем контексте, в той или иной степени латентного пребывания этой традиции в нём, неотделим; и это живое через мёртвую оболочку "зерна" пробьётся, тогда как в западном постмодернисте живого уже нет или почти уже нет - со смертью, как представляется автору высказывания, религиозного чувства в западном постхристианском человеке.
Мне показалось, что в этой мысли есть правда. Но эту правду необходимо нужно раскрыть на примере и на сопоставлении, о чём я автору и набил в клаву. Не знаю, впрочем, займётся ли он таким "неблагодарным" трудом.
Вот, Вам предлагаю, а Вы "упрямитесь". :)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 4th, 2010 10:30 am (UTC)
(Link)
Ох, спасибо, польщена, интересно, но только по убогости своей много не понимаю...
1. Так и не вижу я - на каком основании пары составлены, так же как и "неизбывности" в раю - не понимаю... ничего нигде не сказано о тягостности тамошней радости. Там чистая радость, без наворотов)
2. И что такое "смерть религиозного чувства" - тоже не знаю, никогда не видела и не наблюдала, да и не может этого быть, диагноз как-то поспешен: много тыщ лет - оно было, а потом от постмодернизма, макдональдса и голливуда (фи) - бац - и вдруг померло? Не дождётесь)))
3. Пелевин - только формально под Белого пятнами черными косит, и даже обидно их сравнивать, много чести для Пелевина - ему-то просто "бабла немерено" зудит, а сказать-то миру и нечего.

4. Русский постмодерн отделять от "мирового процесса" - это как коммунизм в одной отдельно взятой стране. Конечно, он имеет свою специфику, но и в западном постмодернисте полно живого, и он тоже - от "традиции, в той или иной степени латентного пребывания этой традиции в нём, неотделим".

Я не упрямлюсь - наоборот даже, интересуюсь, стараюсь разглядеть, но не замечаю того самого "примера", о котором ты говоришь. Ни одного, и даже если на пары не делить - не лезет у меня Пелевин в компанию ни Белому, ни Иоанну Кронштадскому, ни Кураеву.

Просто умозрительная теория, без примеров.

зы. А из пост-модернизма - конечно, произрастёт, и много всего))) Как трясти перестанут - так сразу и произрастёт, а то попробуй корешки пустить когда оно постоянно дергаётся, и сплошное "незацепление корня".
[User Picture]
From:likushin_today
Date:June 4th, 2010 10:50 am (UTC)
(Link)
Ну и ладненько: на нет и суду не бывать.)
[User Picture]
From:gaanaa
Date:June 4th, 2010 06:57 pm (UTC)
(Link)
Пелевин ,пока единственный герой нашего времени(в литературе)
[User Picture]
From:likushin
Date:June 4th, 2010 07:51 pm (UTC)
(Link)
Согласный.

> Go to Top
LiveJournal.com