likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

ЖИЛЬЦы и ЛЖЕЦы

Любопытная тенденция:

«... русская литература была разная. И трудно подыскать духовно-мировоззренческий статус, куда можно причислить и Достоевского, и Лескова, где бы “ужились” Гоголь и Тургенев, Бунин и Шмелев. Можно говорить о тенденциях. А они были разнонаправленные. Литература вышла из храма, но искала пути в храм. Судьба перечисленных писателей свидетельствует о падениях и победах на этом пути» [Выделил. - Л.]. - Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб., 2003. С. 29.

 

Удивительно мне это пренаивненькое «спрямление путей» против очевидного. А против очевидного и известного, это – в ложь и ко лжи напоказ, горденько. Для чего так? Умные, вроде, люди, начитанные «донельзя», книжка, в целом, дельная, а тут... Тьфу!

И ведь так везде у нас и повсюду, в любом из «лагерей», на всяком из «направлений». Логика: чуток прилгнул, и – «победил». Кого ты, дурашка, победил-то, хе-хе...

Литература, скажу с тою же и с большею убеждённостью в правоте высказывания, вышла из балагана уличного цирка, а произошло это на той самой площади, где недавно было завершено строительство главного в нашем городе храма. (По близости помещений, вероятно, и зачался немолкнущий спор о местонахождении «ложесн».) Вы скажете, что Литература так сразу и направилась под освящённые своды его? Нет, вынужден огорчить: сначала Литература, крепко ругнув главного городского архитектора и посмеявшись над бургомистром, повалила себе шляться по друзьям и знакомым, по врагам и неизвестным, по чопорным дамам и непотребным девкам, по домам и дворцам и трущобам, по князьям и по отребью... а после, то ли на радостях, то ли с огорчения, забрела в трактир, что на той же площади, где надралась «до положения риз», набузотёрила и была, с дикими воплями и в соплях на крови, заушена, а там и уволочена в участок...

И вот, будучи, по истечении времени, выпущенной из узилища, с больной головой, помятая и побитая, без гроша в кармане и с пустым брюхом, Литература и пошла искать пути в храм – но не в храм как таковой, а на паперть, где и пристроилась, и где, по выходным и праздничным дням, обрела себе местечко, с ржавой кружкой для подаяния, вся оборванная, грязненькая, в коростах и лохмотьях, в сиянии и блеске, в славе и величии своём.

Самое место ей – Литературе. Естественное. Даже – Сверхъестественное.

Но иной раз нисходит некто нарядно одетый с амвона и пытается втащить попрошайку под своды: дескать, тут место твоё.

Врёт, ой врёт сукин кот! Спроси его, «нисходящего» – страшным вопрошанием: а поселился б в великолепном храме тот святой подвижник и отшельник, аскет и инакий миру сему, чьим именем храм в народе зовётся и чьего заступничества пред Богом народ во храме сем искать стекается, так ведь нéчего ему, «нисходящему», будет ответить.

Нéчего!



 

Tags: Литература и Церковь
Subscribe

  • ДОЛИНа ЦАРей

    В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья и служенья. Ап.Григорьев «Настоящая роскошь и…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • ДОЛИНа ЦАРей

    В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья и служенья. Ап.Григорьев «Настоящая роскошь и…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…