?

Log in

No account? Create an account
LA NON-EXISTENCE - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 3rd, 2010


Previous Entry Share Next Entry
09:01 pm - LA NON-EXISTENCE

Читатель последнего времени всё чаще и всё больше и настырней пытается писательствовать, это замечательно хорошо видно из того же Livejournal.

 

Писатель (мнящий себя «серьёзным» писателем, т.е. «непродажным», в смысле неиздаваемым и непокупаемым), «выдумывая и запоминая свои поэмы», усмехается, как Иван Карамазов: «Зачем в самом деле автору терять хоть одного слушателя» (224; 14), и оказывается в кругу «своих», на «непродажной» территории интернета.

Крайности, эти «какие-то два влюбленные друг в друга врага» сошлись, и в их безмонетной, безденежной сходке вырабатывается совершенно новое – новый Читатель и новый Писатель. И им – обоим – прежние, старые, отжившие свой век «русские критики» не нужны. Категорически!

Вот неседальное пение-то, а!

«Русскому критику», угодившему точно меж молотом и наковальней, в соитие жерновов писательско-читательской любовененависти, в муках рождающих нечто Новое, остаётся жить тем, что Бодлер называл: le goût du néant – вкусом к небытию (франц.). Или... тем единственным «или», какое ещё может спасти это странное существо – «русского критика», как «класс», как «вид» недочитателя-полуписателя, может быть только дерзкий и мощный порыв к возвращению утраченного некогда на пути «из литературы в науку»: вернуться из писателей для себя и себе подобных в изначальное – в писатели для читателя и для писателя.

Тёплые местечки при полных собраниях сочинений классиков, где авторы, по факту исхода в мир иной, несамодеятельны, и с ними можно позволить себе «всё что угодно», рано или поздно (и час близок) превратятся в те самые сдавленные внешнею силой могилы, где «перемешаются рёбра»*.

Станет ли этой «внешней силой» читатель? Нет, читателю давно не интересен «классический русский критик», читатель давно от него отвернулся, что замечательно хорошо видно по тиражам научных трудов: от 300 до 500 экземпляров, и те пылятся на полках годами, не находя себе спроса в 140-миллионной, некогда «самой читающей в мире» стране! Может быть, «русские критики» всей гурьбою, следуя велению времени, зову сердца и пр. и др., ворвались в виртуальное пространство и через него и в нём обрели свою аудиторию? Ау! Не видно и не слышно. Несколько закрытых внешнему взгляду сообществ, а над ними, как на погосте – тишина...

Это и есть «внешняя сила», она – червь нутряной.

В ню же меру как читателю не нужен «русский критик», сами-то эти бывшие писатели для читателя, первыми, отказались от своего визави, отреклись от долга своего к нему, превратились в «орден», и – хуже – в секту «игроков в бисер», стали творить «для внутреннего пользования», наполняя труды свои комплиментарными цитациями избранных собратий своих. По факту, они обрели в себе «внутреннего читателя». «Внешний», «профанный» читатель для них – «свинья», пред которой «профессиональному» игроку стыдно «метать бисер», этакую драгоценность!

В этом роде мне один из «видных» нынешних достоевистов как-то написал – прямым текстом, на соответствующей цитате из Евангелия, и это не столько личное (хотя и обида, конечно, это – первое и главное), сколько нутро и стержень, выражение общего, «орденского», те самые потаённые внутренности, что вдруг, на гневливом порыве, выпали из «рассевшегося чрева».

В них мёртвые души, в этих несчастных, по большому-то счёту, потерянных людях – мёртвые, как мёртв синтаксис большей части их писаний: они и сами, похоже, не заметили, как из боязни читателя и читающего мира превратились в стакан мухоедства, стали сами себе и мясорубкой и фаршем, прогоняемым по сотому и шестисотому разу на круг.

А ведь – смердит, и «четвёртый день» как смердит от их орехово-когнитивного диссонанса (Nuß – орех. {нем.}, Нус – разум, мысль, дух в античной философии).

Что делать?

Писать.

Что делать?

Читать.

Что делать?

Верить и жить. Вопреки всему здешнему.

 

* Как в могиле грешника у мусульман, которого плющат ангелы истязания, «пока не перемешаются его ребра». См.: С. Налич. Ангелы и другие сверхъестественные существа в Исламе. М., 2009. С. 91.



 


(30 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:merinainen
Date:May 3rd, 2010 05:23 pm (UTC)
(Link)
А что мешает критику в своем ЖЖ писать? На каждого пишущего находится свой читатель- закон природы. Вот только критика какая-то уж больно злобная и непонятная стала:)
[User Picture]
From:likushin_today
Date:May 3rd, 2010 05:25 pm (UTC)
(Link)
"Миробоязнь", есть такая болезнь. :)
[User Picture]
From:merinainen
Date:May 3rd, 2010 05:26 pm (UTC)
(Link)
Пишите в стол. Потомки оценят, может, даже мемориальной доской увековечат. Или пишите в ЖЖ, а комменты отключайте:)
[User Picture]
From:likushin_today
Date:May 3rd, 2010 05:37 pm (UTC)
(Link)
Это Вы мне? ))))))))))))
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From:kreiss_sar
Date:May 5th, 2010 08:04 am (UTC)
(Link)
Вот так я сначала прочитал: "Читатель последнего времени всё чаще и всё больше и настырней пытается писательствовать, это замечательно".
Потом продолжил -- и добавилось мрачности, потом продолжил -- и появилось чуть надежды. У малограмотных и пустых свои резоны писать.
Не всегда объясню, почему мне надо. От блогосферы часто мрачно, часто -- но когда встречаю подкованных, умных -- или вот как вы сказали -- с "креативностью" -- словно оазис в пустыне... тогда начинаешь верить в смысл... возможно...
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2010 03:09 pm (UTC)
(Link)
Культур-мультур родится не от молчанья - от говоренья. Это как почва. Из оазисов в джунгли. Вектор. )
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2010 03:26 pm (UTC)
(Link)
У меня есть несколько голливудских любимчиков. "Один дома", "Маска", "Тупой и ещё тупее"... Америкосы умеют делать современную сказку, это факт. Кажется, "Один дома" вполне "детское" кино. И вовсе не "опиум".
А дряни всегда было и будет много. Но это не повод грустить (кажется).
:)
From:kreiss_sar
Date:May 7th, 2010 05:55 am (UTC)
(Link)
Как же не думали? Думали! Кто сейчас будет читать критиков, кроме узкопрофильных специалистов? Тут уже вообще вопрос стоит так -- "кто сейчас будет читать?" Что бы то ни было? Основная масса ушла в писатели.
А настоящим писателям нужно выходить к людям, но такая близость к читателю -- в интернете -- может напрягать. "О, чувак! Классно бацаешь!".
Всякое желание отшибёт. Спасение я вижу не в уходе "в стол", а в умении приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Хотя и "в стол" как период -- полезно.
Но я говорю как читатель.
Кому нужны непризнанные гении? Или так -- кто о них узнает, и когда?
"Быть может, откопают через тысячи лет..."?
А шум, гламур, пиар -- это новые реалии. С этим нужно считаться. Или не считаться. Но не считаться сильным жестом, чтобы о тебе знали.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2010 03:29 pm (UTC)
(Link)
По-моему, это большое заблуждение полагать, что автор чего-то это чего-то делает для кого-то - нет, он делает это для себя. Отсюда и возник "стол", в первую голову - отсюда, а уже во вторую - от "цензуры" и проч.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2010 03:22 pm (UTC)
(Link)
Критика ведь не обязательно "критика" (разнос в пух и прах), но размышление над прочитанным, увиденным. Я читал размышления над "Поттером", например, дьякона Кураева.
А что издатель связал критику с профитом, это, пожалуй, да. Но куда издателю убежать от безпрофитного тырнета? Разнесут, если что, и все траты на рекламу коту под хвост.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 27th, 2010 06:37 pm (UTC)
(Link)
Ничего не поняла%)
Критиков теперь полно, на мой взгляд - избыточно много, они - рецензии пишут и пишут. Вот наберем в гугле - Пелевина, и - жуть сколько критики повываливается. Самые что ни на есть "размышления над прочитанным"))) Массово. Тебе - мало?
зы. И как тебе размышления о.Кураева над Поттером?
[User Picture]
From:ksaana
Date:June 30th, 2010 03:03 pm (UTC)
(Link)
"Читательско-писательская любовененависть" согласно законам диалектики есть единство и борьба противоположностей. Или отрицание отрицания. Или переход количества в качество. :)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 17th, 2010 07:22 am (UTC)
(Link)
В человеческих отношениях, как мне кажется, наблюдается обратный тренд: переход качества в количество.
Врут хвилософы, ой врут.)

> Go to Top
LiveJournal.com