«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока…
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня…»
Ключевое слово – даром.
Действие – донос («благословит ли он Тебя?»).
***
Гёте, выведя Фауста в «чудные строители» приморского «рая», жертвующего, ради торжества идеи, жизнями невинных и беспомощных, по утверждениям сведущих, имел в виду деяния Петра, торжество «вечного работника» Балтийских галер. Как это, у Пушкина:
Что пирует царь великий / В Питербурге-городке? / Отчего пальба и клики / И эскадра на реке?.. / Нет! Он с подданным мирится; / Виноватому вину / Отпуская, веселится; / Кружку пенит с ним одну; / И в чело его цалует, / Светел сердцем и лицом; / И прощенье торжествует, / Как победу над врагом…
На все времена – по земле Уц:
«Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Каиафа);
«Лучше оправдать десятерых виновных, чем казнить одного невинного» (Екатерина Вторая).
Непременно в паре.