likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

РиМ-на-РиМ

О «природе» счастьефикации.
В.Непомнящий, «Удерживающий теперь», журнал «Новый мир», 1996 год, выдержка:
«…“Пасхальный” характер культуры Руси предопределил целый ряд коренных особенностей русской литературы, в частности главную проблему её проблему совести (во всей широте этого понятия), проблему, переживаемую как драма вины. В сосредоточенности на этой драме (русский человек тем только, может, и хорош, что недорого себя ценит, обронил противник всяческих “идеалов” Евгений Базаров) природа того, в чём обвиняют русскую культуру, говоря о свойственном ей “культе страдания”; но в этой сосредоточенности парадоксально претворённое русской историей наследие пасхальной светлости культуры Святой Руси, которая, приняв христианский идеал в качестве нормы, тем самым заложила протоколлизию литературы, названной западным писателем XX века святой. В совестном страдании главный нерв этой литературы, источник ее метаний и вдохновений, её крест и основа её человеческого кредо, которое своею светлостью прямо противоположно западному по сути дела, глубоко трагическому культу успеха и счастья и которое гласит:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.*
Всё это, собственно, и есть природа того, что именуют “русской духовностью”.
Революция Петра была попыткой изменить эту природу, сломать хребет “старой”, православной культуре, оставить её в историческом прошлом; попыткой протестантского переворота, имевшего целью переделать нацию в “рождественском” духе, переориентировав на “заботы века сего”. И делалось это с поистине русским размахом».
***
Размах «культа страдания», всеохватность и вспроникающесть этого драматического действа, разнеся вдребезги волшебный сосуд «пасхальной светлости культуры Святой Руси», дал миру, в качестве нормы и человеческого кредо эпохи постпетровского «протестантского переворота», своего рода Голема и Цахеса – культ личности, одной из редко ныне замечаемых, однако характернейших и решающих дело черт коего было вменение властью слугам Божьим, священнослужителям, доносить на мирян-прихожан, не стесняясь нормой тайны исповеди.
И мы всё ещё – все поголовно! – по сей день «переворачиваемся».
Такова уж «природа» культа успеха и счастья, посаженного – «без права переписки» – в русскую почву: Рим на Рим.

*См.:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Элегия. А.Пушкин, 1830 год.
Tags: постсинтец
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments