likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

жеРтВЫ ИНтереСОВ

Из сети. Изложение дела, а и само дело, разумеется, крайне любопытны, на мой, конечно же дурацкий взгляд.
«… Пожа­луй, самый известный текст о нации, созданный в XIX столетии, принадлежит перу француза – известного филолога и религиозного философа Эрнеста Ре­нана. 11 марта 1882 года он прочитал в Сорбонне доклад под харак­терным на­зва­нием “Что такое нация?”. Речь Ренана была разделена на две части: в первой он последовательно разбирал и опровергал существующие концепции нации, во второй – формулировал свою собственную. Ренан дока­зывал, что в основе нации не могут лежать династия и древнее завоевание – пример Швей­царии и Соединенных Штатов Америки опровергает подобный взгляд на вещи. Не меньшим и очень опасным заблуждением Ренан считал этногра­фи­ческую идентификацию нации и расы, поскольку современные ему нации сложились в ситуации очевидного расового смешения. Нацию нельзя считать плодом языковой общности – здесь вновь Ренан отсылал своих слушателей к опыту Швейцарской конфедерации.
Ошибкой будет и сводить национальное к религиозному: в современной Ре­нану Европе нет понятия “государственной религии”, каждый исповедует те убеждения, которые хочет. Общность интересов (скажем, торговых) или гео­графия также не могут выступать ключевыми для понимания наций факторами. Что же, по мнению Ренана, заставляет нацию считать себя единой? Любо­пыт­но, что, переходя к изложению своих взглядов на нацию, Ренан оставляет наукообразный стиль своего повествования и сам превращается в идеолога. Нация это “душа, духовный принцип”, для которой принципиально важны культ предков и героическое прошлое, полное общих потерь: “…Это великая солидарность, устанавливаемая чувством жертв, которые уже сделаны и которые расположены сделать в будущем”».
Нотабеня замечу, что ни мсье Ренану, ни автору изложения не взошло на ум соединить как бы несоединяемое, именно – «жертвы» и «интересы» (скажем, торговые). Соединить в одно, само собою напрашивающееся целое, определяющее первичность интересов и неизбежность жертв, в числе которых, и в первом ряду – нечто нематерьяльное, условное: нравственность.
Целое это, как все уже, верно, догадались, вынесено в заголовок заметки.
Не в нём ли – «духовный принцип» нашего последнего времени?
Tags: постзапятая
Subscribe

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • СТРаЖи КоНЦа

    Только что прочлось в ленте: «Папа Франциск объявил, что Ватикан вступит в “глобальный альянс” с крупнейшими мировыми банками,…

  • ПОТоЛОК

    Засадный полк. Ключевой элемент традиционной и кровавой русской игры не на жизнь, а на победу. Повторение – мать мучения. Финал второй…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments