likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

веЛИКаЯ ТАРтюфИЯ (в, г)

Повторением начально совершонного прохода, на очередном и необходимом витке, с развитием – вроде как эволюционным.
***
Из сети: «Людям трудно отделить искусство от самого художника, и если художник оказался недостаточно нравственным человеком, это несомненно повлияет на оценку его искусства».
Это расхожее, направо и налево, к писателям и музыкантам и Бог весть к кому ещё.
Теперь – формула, и в ней – специфическое: «Авторитет принадлежит не сумме знаний, не вороху информации, а способности оперировать ею и познавать, то есть добывать новое знание. В обществе приоритет принадлежит передаче информации, а не её добыче».
Формула, как представляется, верно отражает действительность, но…
Если наложить эту формулу на, скажем, историю с явлением миру историй барона Мюнгхаузена, то «авторитет» безусловно остаётся за герром Распэ, «передавшем информацию», но перед тем укравшем её у «добытчика» – барона.
Этим примером наружу выводится понятный, надеюсь, провал нравственного. Учоный человек, смекнувший, как можно «пооперировать» без спроса пропадающими бароновыми самоцветами, познал «сумму знаний» и…
… и попал в историю литературы. Или науки о литературе. Не суть.
Подобными историями «партнёрства», когда один добывает знание, а другой им «оперирует», исполнено всё, куда ни кинь – от изобретения и производства-продажи вполне себе матерьяльного, до области «чистых идей». И вот что – возможно ли вообще говорить о нравственности как чём-то общественном, если авторитетными в этом обществе почитаются перосонажи, нравственное преступившие? Именно – общественном, потому, как хочется верить, до возникновения авторитетности как таковой, в узком, окололичном, человеческом, нравственное и по сей день существует и работает «без изъятий»; то есть довольно просто и легко указать – вот, тот-то и тот-то люди честные, живущие добро и просто, без лукавства и лицемерия, без обмана и коварств.
Вот здесь, как видится, пролегла бездна, именно – между единичным человеком и суммой человеков. Между единично взятыми лицами и совокупившимися в масочном машкераде. И то: это ведь общество определяет приоритетность того или иного в нём самом, когда самими собою отдельно взятые лица отказываются быть.
Человеческая цивилизация, в различных обличьях, нациях, формациях, государствах и проч. существует многие тысячи лет, и во всё это время поколения за поколениями приходили с золотой мечтой о справедливости, о нравственном, о прекрасном, и уходили с воздетыми к небу руками, и в ладонях у них чернели осколки и черепки, тлели мёртвые угли. И так повторялось вновь и вновь, и утлые лодки грезились могучими кораблями, и вот… груда обломков и прежняя, такая близкая и такая манящая мечта…
Оставь Сизифов камням, - сказано было. Но вот же, снова выходит к рампе фигура человека, на котором, как на верном-неверном камне Нечто должно быть построено. Должно! А раз так, то явление этой фигуры необходимо, оно задано.
***
Вот и при начале лета, и совсем уж недавно, в сентябрьском, спрашивал я в читающих и живо журнальничающих – а кто для вас лично, дамоспода не мои, достоин неформально-геройского звания «нравственный авторитет». Ответы были ожидаемо понятны: несколько фамилий из тех, что всё ещё на слуху, причём некоторое число называемых «по памяти» «авторитетов», с окончанием «советского», было «низложено» и отвергнуто (в т.ч. и прежними возносителями), некоторые имена воспринимаемы чем-то вроде экзотики, а там и вовсе дают картинку упадания в архаику. В одном ответе – обстоятельном, на раздумье, высказано было с нетерепением мною поджидавшееся разделение – на публичных нравственников и, так сказать, частных честных, вот так: «… если персонально, то обычно это не публичные люди совести, а незнакомые другим, но близкие нам – папа или бабушка, папин друг, дядя, учитель, мастер на работе и так далее. Некий эталон, моральный авторитет, перед которым вам может быть стыдно, с какого вы берёте пример… [Но] никто не идеал… Никто не безукоризнен. Но безусловно люди, достойные уважения, стремящиеся жить не по лжи, жизнь которых может стать достойным примером для того, чтобы с ней сверяться» (lev_56).
Тут малость одна сама в строку идёт. Лет пять тому озадачил я ею одного из своих старших друзей – человека иного поколения, иного склада, вообще – иного, физика, доктора своей науки, и в мире без границ не чужого, и в иных художествах мастера. (Увы мне, в августе похоронил я своего друга. Царствие небесное.) Озадачил всё тем же вопрошанием, мотивировав интерес известностью о том, что в прошедшем столетии, когда «спрос» на нравственно великих гуманитариев как-то спал, а «назначенцы» («советские») испытания из начала не выдерживали, на «свято место» призваны были некоторые из его коллег, физиков (имена опускаю). Друг мой с минуту, наверное, чесал затылок, а вычесал одно имя – Стивен Хокинг, с оговоркою: дескать, единственная, более-менее подходящая персона на всю профессию.
***
Я получил превиденное, «расчисленное», друг мой остался при недоумении: на кой ляд тебе дурню нравственные авторитеты?
Я ответил – честно и вполне по-дурацки. Ответил как сейчас выложу. Ответил с задержкою, по смерти друга. Ответил «в никуда» и так…
У нас, у русских, а может и не только у нас – либо юрод (см. пример: доктор Гааз), либо урод (без уничижительных коннотаций). Почувствуйте в этом слагании морфемно разложимое тожество. В морфемно-словообразовательном (и поморфемно-«словоразлагающем») письме – ю-род, у-род; корень – род.
***
В этой точке прервусь, а продолжу – из смысловой петли-загогулины – с того, чем начато: в обществе приоритет принадлежит передаче информации, а не её добыче. Так ли, нет ли – в вопросники.
Продолжу под тем же дурацким шильдиком-заголовком.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment