likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

поСЛЕДНЫЙ З.

С ночи и всё утро дождь. Пробрёл к верхнему саду, взял под декоративной айвою, усыпанной зелёными «яблоками», радостно-крепкого подберёзовика-черноголовика: самое место ведь – айва для подберёзовиков, лезущих из-под неё точно мозги из головы безумца, регулярно.
А в мозгах копошится нечто такое, такое и разэтакое, и всё сплошь иррегулярщинное!..
А.Суворин, в 1902 году, по мимотекущему поводу – не суть: «Гоголь, конечно, читал “Бедных людей”, как читал он Тургенева». Суворин цитирует воронежского иеромонаха отца Михаила, лица, для меня «тёмного», по пропащести в исторической дебре: «Достоевский в своих величайших созданиях – не реакция Гоголю, как утверждает г. Розанов, а ученик его, десятки раз повторивший и воплотивший именно его идеалы и мысли». «Его (Гоголя) саморазвитие было завещанием будущему писателю не описывать только свою душу, а, созидая в себе истинно человеческую душу, влагать в людей».
А.Суворин длит мысль, прочитывая иеромонаха: «По этому поводу он цитирует из Гоголя превосходные заветы, что поэзия должна быть “войной за душу”, что она должна “скорбью ангела ударять по струнам души, призывая её к жизни”, что “писатель должен возвеличить бедность и старомодный чепец бедной чиновницы (сравни «Шинель»), чтобы бедность, как святыня, засияла у всех на глазах и каждому захотелось бы быть бедным”.
Но ведь это чистейше гадаринской, галилейско-озерной воды безумие – звать соотечественников в бедность, а писателей «земли и воды русских» – в пропагаторы утопически мечтаемого «сиятельства»! Так, во всяком случае (по мне), должны были воспринимать «Последный Завет» Гоголя современники уходящего и ушедшего в посмертно-мистические легенды гениального автора.
Но и то: «третий род людей» нарастает, желание жить богато (и счастливо тем самым) – в ровесниках у рода людского, люди как «гибли за металл», так и будут гибнуть, причём что «справа», что «слева», потому ведь и «вся правда этого грядущего “обновленного мира” и вся святость будущего коммунистического общества», пророчившиеся «ещё Белинским» и ещё «в 46 году»** (1846-м, за 6 лет до похорон Гоголя) и в дурнейших снах Вер Павловн не предполагает «возвеличения бедности чепца», тотально-сиятельного восхожденья в «святость» мирского нестяжательства, напротив – «мы не за то, чтобы все стали бедными, а за то, чтоб бедных не осталось». Не осталось вообще. Ни души. Той самой, за которую Гоголь призывал идти «войной». На кого?
На отказывающий во влагании душевно-человеческого «душевный желудок», на кого ж ещё-то! На заговорщиков-аристократов, сочинивших свою «анатомию» по французским лекалам, а с ними и набирающего силу и мощь всеобъятия-всепожирания Голема «третьего рода».
Результат? Недоедание и истощение, вызванные расстройством общечеловеческой «личности», суицидального «я», начинавшего так мягко и пушисто – с маленького прироста «индивидуального начала» (в литературе).
Но – «существует истинная формула, которую нельзя доказать» (см.: Гёдель).
Доказать нельзя, а вот лицезреть иным – избранным в отмирное безумие «абсурдщикам» – даётся.
Ну – точно подберёзовик под декоративной айвой в запустелых садах Литературы.

*Возможно, это схиархимандрит Михаил (Козлов), попавший в поле зрения искателей рассказом о встрече духовника Гоголя отца Матвея Константиновского с известнейшим юродивым Иваном Яковлевичем Корейшей (см. произведения Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Островского, Н.Лескова, где Корейша либо упоминается, либо выводится персонажем). Возможно, что и не он, но не это важно в данном-то случае.
(В скобке: о. Матвея Константиновского, духовника Гоголя, одни выставляют «изувером и фанатиком», другие образцовым христианином.)
** См.: Достоевский, «Дневник писателя» 1873 года, а с тем и факт «за-биографии»: хоронили Гоголя 24 февраля 1852 года.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments