likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

БоГи ЛьДА

Эжен Мельхиор виконт де Вогюэ* в 1901-м и начале 1902 года году публикует в Revue des de Mondes две статьи – о текстах Антона Чехова и Максима Горького.
Выдержка:
«Во времена крепостничества грусть первых писателей, занявшихся народом, была сразу понятна. Существовало лишь одно вероятное объяснение для насмешек Гоголя, для первых выходок Некрасова, для меланхолических сетований Тургенева и Достоевского: народ в рабстве не мог быть иным, как мрачным и уродливым; надо было воскрешать, освобождать эти мёртвые души. Но вот совершилось освобождение крестьян, протяжный вздох облегчения приветствовал это событие, и надежда возродилась во всех сердцах. Кажется, явилось основание надеяться на радостное прояснение в мысли писателей, но вышло наоборот – мысль эта омрачалась всё более и более. Прошло сорок лет – новейшие писатели ещё более едки, ещё более мрачны, ещё более сбиты с толку, чем их старшие собраты. Как мягки и животворны кажутся жалобы старейших писателей перед этими произведениями, где философский нигилизм приводит к полной прострации духа!
Под общими чертами, обусловленными расой, климатом, национальным темпераментом, под привычками мысли и стиля, внедрёнными первыми творцами русского романа и театра, можно различить глубокие изменения в нравственной личности новых писателей и их читателей. Против всякого ожидания эти изменения совершаются не в смысле тяготения к Западу, не в смысле подчинения русских умов той логике, которая управляется нашими. Проследите внимательно за кривой линией, не говорю уже от Пушкина и Тургенева, этих отъявленных европейцев, а даже от первых произведений Толстого и до таких писателей, как Чехов и Горький: далеко не замечается сближения между славянским гением и латинским, напротив, коренные различия ещё более углубились. Положим, наиболее прыткие из этих литераторов заимствуют у нас формы, рецепты для достижения успеха, но их внутреннее существо не поддаётся тому, что есть существенного в нашей дисциплине. Чем более я вдумываюсь, тем больше я укореняюсь в мысли, которая преследует меня с тех самых пор, как я начал наблюдать явления русской жизни: если есть исторический и философский полюс, к которому естественно притягивается ум русского народа, так это буддизм. Конечно, речь идёт не о религии, носящей это название, но об интеллектуальном и нравственном складе, откуда проистекала эта религия со всеми её последствиями…»
***
Замечательно, на мой взгляд, следующее:
1-е – народ (крестьяне) свободны; мещане-буржуа, с французов вылепленные при Екатерине Второй, под них построенные, набирают силу и вес, но профессиональные сострадальцы-писатели «отчего-то» мрачнеют «всё более и более»;
2-е – француз, обученный наблюдению и анализу (дипломат), различает в современных ему русских нечто поразительное: «глубокие изменения в нравственной личности новых писателей и их читателей», которые «совершаются не в смысле тяготения к Западу, не в смысле подчинения русских умов той логике, которая управляется нашими» умами; а «коренные различия» «между славянским гением и латинским» «ещё более углубились», что доказывается произведениями Чехова и Горького (в частности);
(промежуточный вывод: на сгибе столетий верность следования будто бы из начала усвоенной романо-германской традиции в русских ослабевает, и чуть не падает в обнуленье);
3-е, и главнейшее здесь, по-моему – «ум русского народа», его «интеллектуальный и нравственный склад» «естественно притягивается» к буддизму, то есть – точнит Вогюэ дальше, за рамкой цитаты – «к упразднению самого принципа жизни».
Есть о чём призадуматься. «Упразднение принципа жизни» – это вам-нам не фунт изюму.
***
Из критической статьи (наше текущее): «Русская и зарубежная критика так и не смогла решить однозначно: Горький – друг или враг человечества?»
А Чехов, Чехов – друг или враг?..
И о каком «человечестве» речь, тоже хорошо уточнить.
Из той же статьи: «Горький в споре с Достоевским показывает нового героя, живущего вне традиционной морали». Т.е. без Бога.
А вот что поведал Павел Басинский, в книге «Горький: страсти по Максиму» (2018 г.): Горький Алёша Пешков «с болью вырывает из сердца тёплого бога, зная, что с этим богом он пропадёт <…> он попытается создать нового бога. Его имя будет Человек. <…> Это был ледяной образ Человека, одиноко шествующего во Вселенной».

*Дипломат, путешественник, писатель, историк литературы, меценат и прочая. Пропагировал во французах интерес к Достоевскому, Толстому, Тургеневу... Был женат на русской, сестре Михаила Анненкова. Автор «хрестоматийного» высказывания о том, что вышли мы все (будто бы) из «Шинели» Гоголя. Годы жизни: 1848 – 1910 гг.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments