likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

МАТЕРИаЛИСТЫ

Корни.
Источник: «Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века», том II, Государственное издательство политической литературы, 1952 год.
Справка:
«Голицын Дмитрий Алексеевич (1734-1803) – видный учёный и политический деятель XVIII века. Его служебная деятельность протекала главным образом на дипломатическом попроище. С 1762 г. он был русским послом во Франции, а с 1768 г. на протяжении 30 лет – в Нидерландах. Голицын является автором ряда естественно-научных трудов в области электричества, минералогии, биологии, географии и пр., напечатанных на французском языке. Между прочим, им приобретена и издана в 1773 г. в двух томах рукопись сочинения французского философа-материалиста Гельвеция “О человеке, его умственных способностях и его воспитании” (“De l'homme, de ses facultiés intellectuelles et de son éducation”).
Голицын глубоко интересовался политическими и экономическими вопросами и в особенности проблемами реорганизации крепостнической системы хозяйства и освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Свои мысли и планы в этой области он изложил в письмах (на французском языке) к вице-канцлеру А.М. Голицыну, крупному вельможе, близкому к императрице Екатерине II».
Итак, письмо из Парижа в Санкт-Петербург, от 26 мая 1766 года:
«Князь, письма ваши возбуждают меня к труду, и возражения в них плодят новые мысли. Принимаюсь отвечать на ваши письма от 4-го и 7-го апреля.
Правда, что земледелие идёт в России лучше, чем о нём думают иностранцы; однакоже если некогда маленькая Сицилия служила житницей для Римской империи, то от нашего отечества, с его безмерными пространствами и плодородием почвы, можно было бы ожидать подобной услуги для всей Европы.
Мне кажется, что её величество избрала наилучшие меры относительно развития у нас наук и художеств; ничто, конечно, не представляет лучших залогов для их преуспеяния, как основание академий и правильное устройство сих учреждений. Но, опираясь на пример истории, боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно не будет у нас поднята внутренняя торговля. А она в свою очередь не может процвести, если не будет мало-помалу введено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество. Среднее сословие* также необходимо для процветания наук и художеств.
Образование среднего сословия не встретит, по-моему, затруднений: её императорскому величеству стоит только пожелать оного. Но устроить его богатство, довольство, поставить его в возможность пользоваться плодами своего труда – вот что, может быть, у нас невозможно. Не кажется ли и вам, князь, как мне, что препятствием в этом случае непреодолимым послужит множество ремесленников, наполняющих дома русских бояр? Исключив из общего числа жителей Москвы и даже Петербурга бояр наших, скажите, велико ли останется население, на которое придётся работать свободным ремесленникам?
Какова цель бояр, когда они отдают крепостных юношей в учение любому ремеслу? Каждый вам ответит: та, чтобы не нуждаться в чужом ремесленнике и чтобы делать сбережения на различных поделках, в коих мы нуждаемся. Такой обычай служит правилом и основой нашему хозяйству. Что такое хозяин, что такое благоустроенное господское хозяйство в России? Это тот или то, которые содержат наибольшее число людей (дворовых), из коих большинство – ремесленники. Везде в чужих землях дворовые ремесленники запрещены; там существуют цехи и потому цветут ремёсла и искусства, помогая процветанию наук и свободных художеств. Юм подтверждает моё мнение: “Если государь, - говорит он, - не воспитает у себя фабриканта, способного выткать сукно столь тонкое, чтоб оно достигло цены две гинеи за аршин, то тем менее воспитается в его государстве астроном”. <…>
Окончу ответом на заметку вашу, которая касается искусства у французов. Вы полагаете, князь, что лучшие из художников у них – иностранцы. В деле живописи, ваяния, резьбы и зодчества, уверяю вас, самые искусные – из французов. Есть и иноземцы, но они представляют посредственность. Быть может, из иностранцев есть первостепенные ремесленники; остальные – французы» (С. 36-37, 40).
Напомню, что до революции во Французском королевстве ещё ой как далеко.
До Пугачёва в России – тоже.
Пока речь идёт о «науках и художествах», причём наука («астроном») ставится (Юмом и Голицыным, чьё мнение Юм «подтверждает») в зависимость от наличия фабриканта, умеющего наладить ткацкое дело с выработкой изысканного и дорогого «сукна». То есть – «сделайте нам красиво» на первом месте. Но ведь не мещане (то самое третье, или «среднее» сословие) – аристократы! «Материалисты».
Великая штука – кармазиновый плащ!
Началось.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment