likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

переХОД ХОДа

Герман Греф, не без элементов кокетничанья, замечу, - в интервью ТАСС, уже «протухшем» на очевидных враках: «Программу, которая цитируется в “Бесогоне”, честно сказать, я ни разу не видел в глаза». Речь о программе изменений в образовательную систему. И – тут же: «Сможет ли традиционная школа, в которой мы все учились, стать фабрикой, где дети будущего пройдут адаптацию к совершенно стрессорным порой обстоятельствам текущей жизни? Ответ очевиден: нет, конечно. Нынешняя школа не даёт ответа на целый ряд вопросов … Последние десять лет я очень активно занимаюсь школьным образованием».
Желание «убить» экзамены Греф подтвердил.
И вот что по этому делу стоит, сдаётся мне, помнить.
Из «бытовых», «житейских», напрямую замкнутых на частного человека в настоящем и будущем его, самые, наверное, зареформированные – здравоохранение, жилищно-коммунальное «хозяйство» и образование. Порой кажется, что творимое в них властями – результат общей бестолковки, бездарности и вытягивания одеяла на собственную тушку, по известной басне про рака, лебедя и щуку, но пораскинешь объедками мозга, начинаешь подозревать нечто конспирологическое, различать штрихи и черты некоего общего плана.
Что за план? кому всё это нужно? ради каких таких дивидендов?..
Бог весть. На заботу ответствования по перечисленному у нас довольно сыщется искателей-копателей, которые всё рано или поздно раскопают, вытащат на свет Божий и разложат выставкой без картинок, но с графиками и портретами.
Я – чуть иначе предлагаю посмотреть.
120 лет тому, в Российской империи, не подозревавшие будущности своей подданные Императора затеяли нечто.
Об этом – живой свидетель.
А.Суворин, в 1899 году: «… Мне думается, что если мы станем учиться ещё меньше, то будем только менее образованными. Все эти постоянные бросанья из одной крайности в другую, по моему мнению, только вредны. Вспомните, пожалуйста, что мы делали в течение пятидесяти лет с нашей учебной системой. В тридцатые и сороковые годы начала образовываться правильная средняя школа, дававшая интеллигентных студентов для университетов и других высших учебных заведений. Но европейские события 1848 года заставили заподозрить школу и даже образование, и начались урезки и перемены. Пришёл потом Головнин в новое царствование и начал проводить свою реалистическую программу со множеством предметов, от каждого по кусочку. Явились нигилисты. По каким причинам они явились, разбирать не станем, но опять заподозрена была школа и явилась классическая система, сперва неумолимо строгая, потом полегче. С недавнего времени заговорили о переутомлении в этой школе. Я не вхожу в достоинства и недостатки этих программ, этих школьных систем. Я хочу только указать на то, что в течение пятидесяти лет, т.е. в течение жизни одного человека, четыре раза реформируют школу и даже хорошенько никто не знает, выработается ли правильная русская школьная система или нет. В Европе школьная система прочно существует, а разрабатываются только детали, чтобы “быть с веком наравне”, как сказал Пушкин. Я бы и желал, чтобы мы, наконец, были наравне с веком и выработали себе такую национальную школу, которая не была бы только сколком с европейской, а заключала бы в себе и всё то, что нами, русскими, нажито. Ведь нажито же нами что-нибудь, ведь мы действительно даровитый народ. Если американцы основали свою своеобразную школу, то отчего бы и нам этого не сделать. И раз основав такую школьную систему, мы должны беречь её как зеницу ока и не пускать в неё политику, чтобы политика не затрагивала оснований школы. Политика переменчива, школа должна быть незыблема. Сегодня – одна политика, завтра – другая. Школа должна быть и завтра такою же научною, какою была она вчера.
Подумайте, в самом деле, выиграли ли мы что-нибудь от этой постоянной перемены систем и программ? По-моему, только проиграли, ибо эта постоянная неустойчивость, эти стремления к переменам во имя политики, во имя временных затруднений, расслабляет поколения, характеры, лишают веры в силу и пользу образования и даже в силу и пользу науки. Среди нашей молодёжи теперь далеко нередки экземпляры, которые убеждённо говорят, что учиться беполезно и бесцельно, что прохождение курса – печальная необходимость, которую исполняют иногда с уловками, хитростью и лицемерием. Мало этого: эти перемены кладут пропасть между отцами и детьми, и я на это обращаю ваше особенное внимание».
Восьмидесятые и девяностые годы прошлого века, нулевые и десятые нынешнего… Сроки сходятся. Результат однажды уже был получен. В 1917 году. Тогда, с 1899-го и в 1900-е, поколение из недорослей успело взойти, а поколение их родителей, на собственных детях и на «сердечном попечении» образователей о них – потерять «ориентацию».
Но, может быть, это такая у нас традиция, такой выплеск преемственности в очередных властных поколениях? Или – наново восставшая «буржуазность» добирает недобранное? С процентами на основной капитал.
Там же: «Я никогда не забуду слов Альфонса Доде, который мне сказал о своём сыне: “если бы с ним переплывали бурную реку рядом, то и тут мы могли бы поссориться”. Значит, это явление существовало и во Франции, где был слишком резкий переход от империи к республике».*
Преемственности поколений как не бывало.
У нас, в текущем и протекающем – переход хода. Одного хода за другим. Перманентно.

*Справка: «В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия».
Точка.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • ЗеЛёНЫЙ ЛИК

    Дамоспода не мои, сколько мне известно, всякий отъезжающий в дальние и недальние края должен по себе хоть что-нибудь да оставить. Я оставлю две вещи,…

  • СеКУН-МАиОР

    Как всё-таки хорош, как изобретателен «носитель» русского языка! Смотрите-ка… 1. «Алексей Орлов уже в Ропшу приехал…

  • МАШКеРАД?

    Или «коня на скаку остановит»? «Служба в гвардии при Екатерине была самая лёгкая, офицеры, стоявшие на карауле, одевались в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • ЗеЛёНЫЙ ЛИК

    Дамоспода не мои, сколько мне известно, всякий отъезжающий в дальние и недальние края должен по себе хоть что-нибудь да оставить. Я оставлю две вещи,…

  • СеКУН-МАиОР

    Как всё-таки хорош, как изобретателен «носитель» русского языка! Смотрите-ка… 1. «Алексей Орлов уже в Ропшу приехал…

  • МАШКеРАД?

    Или «коня на скаку остановит»? «Служба в гвардии при Екатерине была самая лёгкая, офицеры, стоявшие на карауле, одевались в…