likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

ЛириКАТор

Эх!
Как-то не столь давно я – через труд созерцания зеркала реки без отчества (утрачено в наледях истории) – догадался, что клавиация текстов, выставляемых в настоящем пространстве (и сам процесс, и видимый результат), из самого начала заряжены неким дефектом, то есть тем, что следует, вероятно, отнести к области внестандартного, или, другим словом – не обычного как не запущенного в производство, по неутверждённости каким-нибудь «важным документом», с наиважнецкой подписью кого-нибудь опуплено наиважнеющего, набобленно-авторитетного.
Человек правила и порядка неминуемо должен хмыкнуть в этой точке: «Процедура не соблюдена!» И я, сам-то именно человек правила и порядка, пускай по врождённой дурости своей слегка дефективный, неминуемо должен – обязан! – с вердиктом согласиться, отдать под обрезанный козырёк и отправиться маршевым переходом к обителям самоизоляции и самоисправления.
Карта! чиповая карта типового или группового технологического процесса – вот что мне светит на окончании технологического моего перехода; нумерная карта, вставленная в пустотно зияющую дырочку в левом боку моих оглавлений; карта с непогрешимой схемой, утверждённой всеми инстанциями, на всех синклитах и конклавах, которым единственно и принадлежит право выдачи лицензий на клавиацию.
***
Но отчего-то я с этой картой без крестика с меткой сокровищ не согласен, не деепричастен и не прилагателен к ней. Больше – глаголен в возражении на требование конечной счастьефикации как «конечному порядку вещей» (П.Чаадаев). Но и что с меня возьмёшь? Если «разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения» (А.Чехов), то между их мозгами и моим, дурацким – квадриллион километров Иван-Карамазовского пути. Потому – я счастливо несчастлив в своих отстандартных созерцательностях, вполне и окончательно по-русски, по-русски элитарно. Переводя на язык формулы Данта – элитарно как неразличимо, невидимо, потаённо; на язык катехизиса Маркса-Энгельса – элитарно как чудесно-неволшебно; на язык г-на Грефа Сбербанковского – нефабрично.
Хуже – я истово желаю, чтобы о России XXI века можно было бы, с соблюдением всех норм и частнообъявительских правил объявить нечто подобное изреченному профессором филологии г-ном Живовым, именно: «для России XVIII – начала XIX века вряд ли можно говорить об интеллектуальной элите или вообще об интеллектуалах как определённой социальной категории». Не было, так пускай и не будет. Великий Гегель, сколько помнится, отказывал наличию «разумного» в Русских пределах. Для Маркса-Энгельса, вообще, кроме рабов на полях да сатрапов в мундирах с плетьми вместо аксельбантов, иного не наблюдалось; даже мастерового умения, не говоря об отвлечонном, о философском, о гражданском и художническом. Как для нынешнего Грефа не видится будущего сквозь кирпич стен традиционной школы, и без того уже лежащей в развалинах, руинированной.
А я дурак – вижу: «неволшебник». В зеркале речки без отчества – вижу.
Вот такое, в романо-германские и, уж тем более, в романо-германизированные мозги технологически не умещающееся…
***
«… В стекле этих стаканов нет свинца. Их изготавливали на Бахметьевском стекольном заводе, расположенном неподалеку от Пензы. Их автор – крепостной мастеровой Александр Вершинин. Подумать только, в конце XVIII века он создал необычный прием, когда между двух слоёв стекла с помощью аппликации создаётся довольно реалистичная картинка из рисунков на бумаге, мха, листьев, соломы, травинок, ракушек. За счет округлой поверхности получается панорама, которую очень интересно разглядывать. Самое главное, учёным до сих пор не понятно, как именно соединены эти два слоя. Ведь температура плавления стекла начинается с 750 градусов, и во время изготовления стекла вся эта аппликация должна по идее сгореть. Есть гипотезы, что картинка запечатывалась во льду. Во время соединения слоёв, лёд просто испарялся. А потом запечатывался и зашлифовывался верхний слой. Однако доказать экспериментально этот способ пока никому не удалось. Это по-прежнему теоретическое предположение».
«… этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов. Александр Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами. Больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют – “вершининские”. А на стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке усадьбы Бахметьевых. Кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия. Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. При этом какую технологию использовал мастер в процессе работы ученым до сих пор неизвестно. Более того, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден. А эти предметы находятся в частных коллекциях в США. Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – доподлинно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка “всплывают” на аукционах, и всего восемь штук хранятся в музеях… Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто так и не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они стоят баснословных денег».
***
Русский стакан и баснословные деньги. И никто ничего понять не в состоянии. Ни на одной фабрике, ни в одной лаборатории. И ведь – ни интеллектуальной категории (холоп!) в человеке не определяется, ни «разумного», ни «производственно-относительного», ни новошкольной карьеры…
Уколоться чипом и – на фабрику, в карьер?..
Нет. Определяющая эпоху глубокая трансформация культурной системы даётся не массовой штамповкой «функционерства», но именно что разрозненными феноменами отдельночеловечества.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments