likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

уНИВЕРсаМ

Прочитываю у В. М. Живова*: «… Говоря о генезисе интеллигенции, <…> [следует учитывать, по Ключевскому. - О.Л.]  элементарность социальной структуры русского общества сравнительно с западным: дворянство противостоит крестьянству, и эта биполярность закономерно порождает военную автократию; отсутствие социального спектра приводит к тому, что освобождение от государственного гнёта немедленно влечёт за собой отчуждение от общества (которое практически отождествляется с государством) и “alienated intellectuals” превращаются в силу, сокрушающую устоявшийся социальный порядок, в “Pougatchev d’université”, по выражению де Местра».
«… В допетровской Руси именно духовные были носителями и источником образованности, и остатки такого положения вещей продолжают ощущаться еще в послепетровскую эпоху: архиерей Феофан Прокопович формулирует теорию секулярной государственности, попович Василий Тредиаковский обучает юное дворянство искусству любви, а выдавший себя за поповского сына и окончивший духовную академию Ломоносов создает новый имперский дискурс. Ко второй половине XVIII в. элитарная дворянская культура переходит на самообслуживание, а на культуру и образованность духовенства ложится печать социальной ущербности (т.е. маргинализации)… Понятно, что маргинализации подвергается прежде всего традиционная религиозная культура, оттесняемая на периферию секуляризацией и европеизацией дворянской элиты. Культура этой элиты вряд ли, однако, может рассматриваться как сословная, поскольку большая часть дворянства остаётся к ней непричастна. Основным чтением той части общества, которая умеет читать и пользуется этим умением, остаются Четьи Минеи и Пролог <…>, дополняемые еще, возможно, “Бовой королевичем” и “Петром Златых ключей”. Если отбросить анахронические эталоны, именно эта читающая часть общества может быть названа образованным классом. В таком случае оказывается, что большая часть образованного класса привержена маргинальной культуре и при этом, видимо, осознает свою маргинальность… В XVIII в. духовные все еще стремятся не отстать от светских, и Платон Левшин (будущий московский митрополит) на последние деньги покупает для Троицкой семинарии Буало, Корнеля, Монтескье и Вольтера <…>. От маргинализации, однако, это не спасает, поскольку господствующая культура требует не только (и не столько) образования, но и известных социальных навыков, образа жизни, принятого языка и т. д. Эти навыки оставались недоступны не только для духовенства, но и для значительной части небогатого или провинциального дворянства. В силу этого для России XVIII – начала XIX в. вряд ли можно говорить об интеллектуальной элите или вообще об интеллектуалах как определённой социальной категории <…>. Социальная грань, отделяющая столичную дворянскую элиту от всего остального общества, проходит посреди образованного (или полуобразованного) класса, делая культуру существенной части этого класса маргинальной. Нет никаких оснований думать, что элита и маргиналы обладали общим отношением к власти, службе, европеизации, национальной традиции и т. п.
… Показательно, например, что, когда в 1800 г. в Синоде был поднят вопрос о переводе преподавания с латыни на русский, Платон Левшин писал Амвросию Подобедову: “Чтоб на русском языке у нас в училище лекции преподавать, я не советую. Наши духовные и так от иностранцев почитаются почти неучёными, что ни по-французски, ни по-немецки говорить не умеем. Но ещё нашу поддерживает честь, что мы говорим по латине и переписываемся. Ежели же латинскому учиться так, как греческому, то и последнюю честь потеряем, поелику ни говорить, ни переписываться не будем ни на каком языке; прошу сие оставить”.
… Подобное противополагание приводит к концу XVIII в. к формированию особой субкультуры духовенства <…>, соответствующей превращению духовенства в своеобразную “касту-сословие” (“caste-estate” <…>). Эта субкультура продолжает существовать и в течение всей первой половины XIX в., причем осознание её автономности и вместе с тем ущербности только возрастает. Вполне отчётливо эти процессы выражаются в языковой политике духовенства, создающего в этот период обособленный литературный язык, противопоставленный языку “светскому”, и развивающего специфические риторические стратегии, формирующие отдельный вариант имперского дискурса».
Что вызывает, как minimum, вопросы, так это два утверждения:

  1. «Ко второй половине XVIII в. элитарная дворянская культура переходит на самообслуживание»;

  2. «для России XVIII – начала XIX в. вряд ли можно говорить об интеллектуальной элите или вообще об интеллектуалах как определённой социальной категории».

На выставленное под вторым нумером следует возразить оговоркой-условием самого автора, которая, вероятно, кое-что меняет в представленной картинке, именно: «если отбросить анахронические эталоны». То есть, если всё-таки их «отбросить», возможным, наверное, окажется различение «категорически невидимого».
О «самообслуживании» речь следует вести особо, и к тому имеются довольно веские основания. Нужен был повод? Так ведь у русских всегда так: нет повода, чтобы не выпить!..
Но вот что на самом деле требует мысли, так это «ущербный», «автономный», «субкультурный» литературный язык «маргиналов», «формирующий отдельный вариант имперского дискурса».
С этим придётся подразобраться. Если у кого что имеется – ворота нараспашку: Ехай!..

*Справка: В.М. Живов (1945-2013 гг.) – филолог, специалист в области истории русского языка, литературы и культуры. Доктор филологических наук, профессор МГУ (до 2001) и Отделения славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли (с 1995), заместитель директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, заведующий сектором истории русского литературного языка. Текст приводится по изданию: Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. (Язык. Семиотика. Культура).
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments