likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

ВСеРАБ

Разминочное.
В.Соловьёв, поэт и философ, а «следовательно», из корня человечьей плутни «вдвойне» человек, потому в нём перманентно заменяется «любовь к мудрости» «любовью к сотворению» и в обратном порядке:
«Поскольку универсально народное творчество, т.е. то, что народ осуществляет в действительности, постольку же универсально в своем предмете истинное самосознание народное. Народ не сознаёт себя отвлечённо, как какого-то пустого субъекта, отдельно от содержания и смысла своей жизни, он сознаёт себя именно в том или по отношению к тому, что он делает и что хочет делать, во что верит и чему служит. Но если сам народ, как ясно из истории, не ставит целью своей жизни себя самого, отвлечённо взятого, или материальный интерес своего существования отдельно от его высшего, идеального условия, то и каждый из нас не имеет права в любви к своему народу отделять его от смысла его жизни и служение его материальным выгодам ставить выше нравственных требований. И если сам народ своим истинным творчеством и самосознанием утверждает себя во всемирном – в том, что имеет значение для всех или в чём он солидарен со всеми, то каким же образом истинный патриот может ради предполагаемой "пользы" своего народа разрывать солидарность с другими, ненавидеть или презирать чужеземцев? Если сам народ видит своё настоящее благо в благе всеобщем, то как же патриотизм может ставить благо своего народа как что-то отдельное и противуположное всему другому? Очевидно, это не будет то нравственное идеальное благо, которое желает сам народ, и мнимый патриотизм окажется в противоречии не с чужими, а со своим собственным народом в его лучших стремлениях. <…> Против ложного патриотизма или национализма, поддерживающего преобладание звериных инстинктов в народе над высшим национальным самосознанием, прав будет космополитизм, требующий безусловного применения нравственного закона без всякого отношения к национальным различиям. Но именно нравственный принцип, если проводить его последовательно до конца, не позволяет нам удовлетворяться этим отрицательным требованием космополитизма. <…> Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей) и эта связь сделалась уже нравственною, внутреннею, а не физическою только, то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, или национализма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу. Значение этого требования любви к другим народностям нисколько не зависит от метафизического вопроса о народах как о самостоятельных собирательных существах. Если бы даже народность существовала только в своих видимых единичных носителях, то в них она во всяком случае составляет положительную особенность, которую можно ценить и любить у чужестранцев так же, как и у своих единоплеменников. Если такое отношение станет действительно правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества».
Отставлю в сторону искание того, в чём русский народ «солидарен со всеми», помимо «материальных выгод», а с этим и «настоящее благо в благе всеобщем», даже если «это… будет то нравственное идеальное благо, которое желает сам народ». Отставлю и кое-что другое, не менее важное, например – истинный и ложный патриотизмы.
Возьму «высший нравственный идеал», который «требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя».
Приведу евангелиста Апостола Матфея:
«Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Евангелие от Матфея, глава 22.37-40.
С ним – Апостола Иакова:
Соборное послание св. Ап. Иакова
2:8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.
2:9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
И выведу – натурально: г-ном Соловьёвым, философом и поэтом, христианином (конфессиональности и отклонения отставлю в сторону) произведена замена, как бы незаметная, как бы несущественная, но и всемирящая (в обоих смыслах) человека и человечество, причём на самом высоком из возможных градусе – на «высшем нравственном идеале».
В оконечностях – Достоевский, «Братья Карамазовы», глава «Бунт»: « - Я тебе должен сделать одно признание, - начал Иван: - я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. Я читал вот как-то и где-то про “Иоанна Милостивого” (одного святого), что он, когда к нему пришёл голодный и обмёрзший прохожий и попросил согреть его, лег с ним вместе в постель, обнял его и начал дышать ему в гноящийся и зловонный от какой-то ужасной болезни рот его. Я убеждён, что он это сделал с надрывом лжи, из-за заказанной долгом любви, из-за натащенной на себя эпитимии. Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо своё – пропала любовь…»
Занавешу тем, что в поэте и философе В.Соловьёве человек становится «всерабом», т.е. не вещью, имеющей адресно обозначенного хозяина, владельца, господина, пускай господин этот не единоличен, а общественно или государственно многолик, но становится рабом и вещью для всех прочих человеков, равно и каждый из всех прочих обретает именно этот, «всерабский» статус. Исключение делается в одном случае, именно: «всераб» поставляется на одну ногу с Творцом, Который единственно и есть Любовь ко всем.
Антропотеизм.
Как я это дело понимаю. «И» Достоевский так это дело понимал (вероятно). В «Братьях Карамазовых».
Но это, с «Братьями К.» и поэтом и философом В.Соловьёвым, разумеется – частности.
Эпизод.
Но самое, пожалуй, замечательное, на мой дурацкий взгляд, что здесь как раз и именно тот случай, когда идеальный раб не сознаёт своего рабства, не сознáет никогда и не сознáется, хоть под пыткою.
На то он и буржуа. Потому именно и только буржуа способен на всерабство, в этом его предназначение и высший нравственный идеал.
А ведь красота какая, кр-расотища! Хоть сию минуту – в догмат.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments