likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

сТОК воСТОКа

Герцен, в «Былом и думах» – осовременных ему италианских национал-революционерах, персонально – о Джузеппе Мадзини*, вдохновителе на подвиги другого Джузеппе, известнейшего –  Гарибальди**:
«… для нас важно то, что западный человек, как только становится на свои ноги и освобождается от готовых формул, как только начинает вглядываться в современное состояние Европы, - чувствует неловкость, чувствует, что что-то не туда идет, что развитие дало в сторону. Обмануть это чувство заменою недостающего начала началом национальности – легко могут революционеры и консерваторы, особенно если, по счастью, их родина будет покорена. Но что же дальше? Что делать, восстановивши независимость своего народа? Или что делать, когда она и без того независима?»

И впрямь, что делать, если буржуа в своей массе, ради которых революционер старается, всем и без того доволен, хотя и ворчит то на то, то на сё, но это ведь ворчание в природе человеческой. Он, этот буржуа, не желает повторения подвигов гильотины французского 1793 года, ему впору сюртучок от аббата Сийеса, на скорую руку пошитый на третье сословие, без примерки: «Что такое третье сословие? Всё!.. Чего оно требует? Стать чем-то!»*** «Всё» и стало «чем-то», погрузившись с головою в природные для «вся» «вульгарность» и «мещанство», к 30-м годам XIX века, ещё не в России, но уже при жизни Пушкина.
Что делать? – вопрошает Герцен. Ответ: идти резать головы тем, кто с тобою, «всем» и «чем-то», единственно и всеобъемлюще правым, хоть сколь-нибудь и в какой-то малости не согласен, резать до полноты равенства и согласия, до обнуления во «всём» «вульгарности» и «мещанства». Возможно ли подобное? Герцен знает, по Франции конца XVIII столетия, что ой как возможно, однако знает и результат: узурпация, империя, реставрация, а то и хуже. То есть – снова «что что-то не туда» может пойти и наверное пойдёт, снова, в который раз с горечью придётся констатировать, что, вот, господа хорошие, «развитие дало в сторону».
Нет, лучше остновиться на вопросе и констатации, чем… Н-да-с.
Впрочем, на минутку мне показалось, что причиной Герценовского недоумения было незнание законов физики твёрдого тела: их ещё не успели открыть. Но к нашему пришествию в сей чудный мир – открыли, да и о «не туда» и о «развитии» ныне живущим кое-что известно. Из опыта, которого Герцену не досталось.
Хотя «неловкость» осталась прежнею, да и в «третьем сословии», к тому же при полноте власти и независимости, не без крепкого налёта европейскости, мы ещё не вполне, за три десятка лет, ободняли. Мы ведь чуть не все – третье сословие, «средний класс», потому чуть не у всех имеется гарантированный доход в 17 тысяч рублей. У иных – даже в 18-ть.
Вот я и подумал, что ответить на вопросы Герценовского розлива может современный физик, учёнейший человек, и общечеловеческого не чурающийся.
***
«Новая газета» от 29 июля с.г. Из интервью с профессором Борисом Файном (МФТИ):
« - … Ну, знаете, есть граница нашего знания. Физика занимается тем, что пытается открывать и изучать законы природы. До какого-то уровня мы их знаем, а за пределами – мы их не знаем. Поэтому всегда можно задавать вопрос почему? И на него нет ответа. Но чем интересна физика – в ней очень важно, опираясь на уже открытые законы, делать предсказания. То есть мы можем не знать, почему атомы так ведут себя, но можем предсказать, как они себя поведут.
- То есть, при помощи законов физики, и в частности законов физики твёрдого тела, можно, например, предсказать поведение людей, если человека рассматривать как атом? Атом цивилизации, атом общества.
- Я уверен, что тут есть очень много общего. Каждый из нас, например, движется по какой-то своей случайной жизненной траектории, а в целом мы все вместе являемся обществом, у которого есть какая-то своя задача, цель существования. Физике твёрдого тела, кстати говоря, с этим феноменом жизни разобраться гораздо проще, поскольку она имеет дело с частицами, у которых относительно простые законы поведения. Но я уже говорил, что когда чего-то становится слишком много, вступают в действие статистические законы, которые начинают доминировать над индивидуальным поведением.
- То есть у атомов всё устроено примерно как у нас?
- Нет. У атомов всё совсем по-другому. У них всё по-другому настолько, что нормальный человек не может себе этого представить. У атомов – квантовое поведение. Вообще, до того, как была открыта квантовая механика, никто бы не мог себе даже вообразить, что за поведением атомов стоѝт cтолько абсурда и странностей…»
На этом месте я вынужден был, вопреки начальному устремлению своему к полноте ответственности, прервать беседу об «атомах», потому мне досадно читать о том, что это за «поведением» физических атомов «стоѝт cтолько абсурда и странностей», а не за поведением человека, каковому я, из солидарности, всегда готов отдать пальму первенства во всём, в первую голову – в абсурде.

*Справка: «Джузеппе Мадзини (1805 – 1872 гг.) – итальянский политик, патриот, писатель, философ и масон, сыгравший важную роль в ходе первого этапа движения за национальное освобождение и либеральные реформы в XIX веке. Мадзини повсюду проповедовал свободу личности и национальное освобождение не только Италии, но и всей Европы. Основатель тайного общества «Молодая Италия», «Союза итальянских рабочих», «Интернационального союза народов», а также многого иного, столь же романтического. По концепции Мадзини, цели национализма и либерализма даны Богом, и, следовательно, их достижение является неотъемлемым правом всех народов… Мадзини был великим мастером ложи Великого Востока Италии. Когда он умер, в 1872 году, то на его похоронах в Риме, впервые были развешаны масонские флаги на улицах. В июле 1949 года, по приглашению итальянского правительства, члены Великого Востока Италии, были приглашены для участия в параде посвящённому открытию статуи Мадзини в Риме…»
**Справка: «Джузеппе Гарибальди (1807-1882 гг.), итальянский военачальник, патриот и революционер, сыгравший важнейшую роль в объединении Италии. В 1833 в Марселе познакомился с Джузеппе Мадзини, идеи которого о революционном национализме сразу поразили его воображение. Гарибальди вступил в тайное общество Мадзини "Молодая Италия", которое ставило своей целью положить конец иностранному владычеству в Италии, объединить все ее земли и ввести республиканское правление. В 1834 правительство Пьемонта заочно приговорило итальянского патриота к смертной казни. Много лет он провел в изгнании в Южной Америке. Имя Гарибальди тесно связано с итальянским национально-освободительным движением, наивысший подъем которого относится к середине 19 в. Вернувшись в Италию, когда началась революция 1848, Гарибальди сражался против Австрии за только что образованную Миланскую республику…»
***Легко узнаётся, между прочим, «кто был ничем, тот станет всем». Кто это, а, ребятишки?
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments