likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

НАУщенЦЫ

«Русские критики» разобрали все тексты Достоевского по словечку и до точки с запятой, а попробуй-ка сложить все их умствования в нечто цельное, так ведь не выйдет. Не выходит – факт. Либо чуть «больше», либо – «меньше», а никак не равно. Вроде знаменитой, «великой» теоремы Ферма, математика-самоучки (1601-1665 гг.), суть которой, если упрощённо до предела изложить, сводится к тому, что между целым и суммой частей этого целого всегда существует некоторая разница. Мне при этом вспоминается известнейший фокус с взвешиванием тела минуту назад живого и только что почившего человека с вычислением «веса» только отлетевшей души.
Ну да ладно с этим: мне порой много чего разного вспоминается. К делу.
Даю дидактическое изложение одного фрагмента из черновиков к «Бесам», в котором персонаж, именуемый Князем – будущий Ставрогин, Шатов Шатовым и остался; он – бывший крепостной матери Ставрогина, студент, исключонный из университета за участие в беспорядках; жена Шатова ушла к Ставрогину. И т.д. и т.п.
«Спор между Князем и Шатовым вращается вокруг вопроса о том, может ли основываться высокая, подлинно человечная нравственность на каких-либо иных принципах, помимо христианских, в том числе научных.
Если доказать, что возможна высокая внехристианская нравственность, то тем самым в значительной степени обесценивается “русская идея” духовного обновления Запада православием. На доказательство невозможности и несостоятельности “научной” нравственности направлена вся аргументация Князя. Князь не верит в способность науки выработать строгие нравственные основания и критерии (“...все нравственные начала в человеке, оставленном на одни свои силы, условны” – см. XI, 181). В доказательство “условности” нравственных принципов, выдвигаемых наукой, князь ссылается на теорию реакционного буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса (1766-1834), автора “Опыта о народонаселении”. Князь указывает, что, следуя по пути Мальтуса, при росте населения и недостатке пищи наука может дойти до “сожжения младенцев”. Доказав таким образом “нравственную несостоятельность” науки, Князь и Шатов приходят к выводу, что православие заключает в себе разрешение социальных и нравственных вопросов».
«Наука» и впрямь «нравственно несостоятельна», не менее чем политика. Мальтузианство и по сей день на коне, и конь этот известной масти.
Но и «всеспасительность» Православия…
Одного из искателей спасения убили, другой повесился.
Достоевский нервически мрачен? Если так, то жизнь светла и сумма её частей (по числу человеков, когда-либо живших, живущих ныне и тех, кто изнывает от нетерпения за порогом) по мановению волшебного какого-нибудь новоизобретенного орудия от новоиспечонного выпускника физмата, сходится в идеал, неделимо цельный. Или, как говорил другой персонаж этого же автора, «всё хорошо…»
При любом раскладе – хо-ро-шо!
Одно но: нравственность человека, не поминая уж о морали общества, выходит в этакой «истории» злым наущением некой аристокрации людей – далёкой от нас на временной линейке, не вооружившейся по древности «всеразрушительным действием типографического снаряда», и столько успевшей понатворить.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments