likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

неМАЙоНЕЗ

Рассуждая о языке и о предпочтении, отдаваемом италианцами по крови «более изящному» провансальскому, окситанскому языку (в т.ч. диалекту гасконцев), один из крупнейших идеологов Священной Римской Империи Германской нации (своего времени, своего времени!) великий Дант выводит, в частности, нечто общее для всех, сдаётся мне, времён и народов, именно – мастера манипуляции, от власти или от контр-власти, пропагаторы pro und contra легко, точно соломину, вынутую из веника, ломают нравственность (целое) отдельного человека, пересобирают «веник» в новизну и метут свою «мораль», метут так, что вдоль по улице пыль столбом и макароны с ушей кум да кумовей  врозбрызг. И уж если с языком такая уж управляемость (ср. с «украинизацией» текущего), то что говорить о всём прочем Культуры, включая Религию. Включая Традицию. Исключая мозг.
И горе слабосильным пастухам, что тщатся, а не могут, потому власть теперь в головах тех, что могут, хотя и тщеты не пытали, и нищетой богатели. Пустая власть, недельная, до исхода очередных сатурналий, но – власть. Власть по-кирилловски самоистребиться, коль уж «богом» стать сподобился (см.: «Бесы»).
Данте Алигьери, трактат «Пир»: «Обрекая на вечный позор и унижение тех злонамеренных людей Италии, которые восхваляют чужой народный язык и презирают свой собственный, я утверждаю, что побуждают их к тому пять мерзостных причин. Первая – слепота, мешающая различать способности человека; вторая – лукавая отговорка; третья – алчное тщеславие; четвёртая – суждение, полное зависти; пятая и последняя – подлость духа, то есть малодушие. И каждое из этих преступных свойств влечёт за собой такое множество других, что мало встречается людей, которые были бы от них свободны.
О первой причине можно рассуждать следующим образом. Подобно тому как ощущающая часть души обладает собственным зрением, при помощи которого она воспринимает различия между предметами в зависимости от их внешней окраски, так и разумная её часть обладает собственным взором, который воспринимает различие между предметами в зависимости от их предназначения для той или иной цели; а это и есть различающая способность. Слепота ведёт человека лишь в те пределы, куда его худо, хорошо ли ведут другие; равным образом слепец, лишенный света различающей способности, всегда следует в суждении молве, истинной или ложной; поэтому всякий раз, когда бывает слеп и поводырь, и тот, кто прибег к его помощи, оба они кончают плохо. Недаром мы читаем, что "если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Молва, направленная против нашего народного языка, разносится уже давно. О причинах, ее вызывающих, сказано ниже, после настоящего рассуждения. Помянутые нами слепцы, которым нет числа, положили руки на плечи лжецам и упали в яму, не зная, как из неё выбраться. Различающего зрения чаще всего бывают лишены простолюдины, потому что, будучи с малых лет заняты каким-нибудь одним ремеслом, они в силу необходимости настолько вкладывают душу в ремесло, что ничем другим не занимаются. Наряд добродетели, как моральной, так и интеллектуальной,* невозможно приобрести вдруг, но лишь в результате опыта, тогда как их опыт ограничивается каким-то одним ремеслом и они не заботятся о том, чтобы различать и другие вещи, и, таким образом, не могут обладать и способностью различать. Поэтому и случается, что они часто поют за здравие собственной смерти и за упокой собственной жизни, стоит лишь кому-нибудь подать голос, а при слепоте это порок в высшей степени опасный. Недаром Боэций считает народную молву суетной, находя, что она лишена способности различать. Таких людей следовало бы называть баранами, а не людьми: в самом деле, если бы один баран бросился с обрыва высотой в милю, все остальные за ним последовали бы; и если один баран при переходе через дорогу прыгнет, то прыгают и все остальные, даже не видя, через что им прыгать. И я сам видывал некогда многих, которые скакали в колодезь из-за одного туда уже спрыгнувшего, воображая, быть может, что они перепрыгивают через стенку, невзирая на то, что плачущий и кричащий пастух преграждал им путь руками и грудью».
Убавить – некуда, прибавить – всегда найдётся. Чуть погодя.

*См.: нравственность.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments