likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

БаЛаМУТЬ

Г-н Греф как-то не столь давно, сколь скандально выразился в том смысле, что его не то задача, не то мечта – уничтожить экзамены в образовательных учреждениях (а с тем и сами учреждения, следом). Г-н Греф вспомнил, что прошлые, детско-подросткового периода его жизни экзамены чувствительную его натуру (или психику, не суть) безбожно травмировали, и чудо Господне, что мальчик Греф выжил в маниакально преследовавшей его катастрофе.
В зале, среди внимавших главсбербанкиру, заметил я одного джентльмена, из тех, каких теперь и не увидеть очию, разве на экране синематографа, именно что джентльмена, потому по некоторым его возгласам и репликам, смутно доносившимся до меня в минуты образовательной речи докладчика, только последний умник не мог бы догадаться, что это – англичанин, хотя и произносились некоторые из долетавших до меня слов с заметным акцентом. «Ирландец? - гадал я, - валлиец-деревенщина, или заплутавший во времени шотландский горец?»
По завершении мероприятия, то есть сразу как присутствовавшие были признаны вконец окормленными (духовно), имел место банкет, и каково же было моё удивление, когда одним из первых поднимавших тосты за здоровье господина докладчика и оконечное торжество выстраданных им идей и планов, оказался именно этот, «мой» джентльмен. И вот что он сказал (даю в переводе, над которым пришлось изрядно попотеть):
«Как и все ирландцы, которых можно встретить в Англии, мы сошлись на том, что англо-саксонская раса невозможно легкомысленна и тупа».
«… Если всё это совсем неприменимо, постарайтесь, чтобы ваша страна максимально уподобилась Англии. В этом многообещающем краю принцип “я не хуже тебя” уже проник в систему образования. Насколько именно, сказать пока не решусь, да это и не важно. Уловив тенденцию, легко предсказать, что выйдет, особенно – с нашей помощью. Нынешнее образование стоит на том, что тупиц и лентяев нельзя унижать, другими словами – нельзя, чтобы они догадались, что хоть в чём-то отличаются от умных и прилежных. Какое бы то ни было отличие надо скрывать. Как? На разных уровнях по-разному. На выпускных экзаменах в университете вопросы ставят так, чтобы ответил каждый. На вступительных – так, чтобы каждый мог поступить в университет, независимо от того, намерен ли он пользоваться высшим образованием. Школьникам, которым не по уму грамматика или арифметика, позволяем заниматься тем, чем они занимались дома, - скажем, лепить куличики и называть это “моделированием”. Главное – никак и ничем не намекнуть, что они отличаются от тех, кто учит уроки. Какой бы чепухой они ни занимались, надо относиться к ней “так же серьёзно” (в Англии удалось внедрить этот оборот). Мало того, успевающих учеников скоро будут оставлять на второй год, чтобы не травмировать прочих (Вельзевул немилостивый, что за слово!). В общем, дурак имеет право учиться вместе с ровесниками, а мальчик, способный понять Эсхила или Данте, пусть слушает, как он читает по складам: “ко-шка си-дит на о-ко-шке”…»*
Начав «за упокой», джентльмен прикончил «за здравие», но и утвердил меня в догадке. Я кое-что понял. Что – расскажу после. Как-нибудь. Может быть. Отчего столь зияюща неопределённость? Гм.
Вчера, при вечернем пикничке, девочка (шести лет) обратилась ко мне с недоумением:
- Знаешь, у меня есть одна неприятная новость, - нахмурив личико, изрекло прелестное дитя.
Я почти взволновался:
- Что случилось?
- Мне очень хочется рассмешить Бога, но ничего не выходит!
Конечно же, я почти догадался, однако не мог не выспросить до донца:
- Как это?
- У меня есть планы, то есть их ещё нет, но я знаю, что если у меня появятся планы, Богу будет смешно. А я бы очень, очень хотела посмотреть – как же он смеётся!

Дело за малым. За планами, разумеется. Не за Богом же!

*См.: Клайв Стейплз Льюис, «Баламут предлагает тост».
Tags: постзапятая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments