likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

Из-КАИНье

Пример на погашение одного недоумения в одном человеке на одной дороге (он догадается).
Из Достоевского.
Петрушка Верховенский:
- Знаете еще, что говорит Кармазинов: что в сущности наше учение есть отрицание чести* и что откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.
Николай Ставрогин:
- Превосходные слова! Золотые слова! <…> Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!

*Справка:
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть… (В.Даль);
Культура – обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное… (В.Даль);
Нравственный – противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный (В.Даль).
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек… (С.Ожегов).
Я бы подвёл так: культура, а с нею (или против неё) и честьпроизводные от нравственного, иначе – духовного содержания человека. Однако человек во все, пожалуй, эпохи являет примеры образованности, умственной и нравственной, однако же и отказа следования зову одной из составляющих определения «в пользу» другой. Отказа и/или замены содержания нравственного. Замены одних норм на другие, противные «прямо» или «под углом в сорок градусов». Замены чести (как нравственного стержня) при этом не происходит, потому честь – это, по моему глубочайшему убеждению, не столько личная (гражданская) доблесть, сколько ответственность и ответ роду – предкам и потомкам, т.е. на обе стороны от временной точки, в которой ты застигнут (и постоянно застигаем) необходимостью свободного выбора.
В этом, надвременном измерении ты не имеешь возможности остаться честным, изменив переданные тебе предками нормы, переданные для потомков – их потомков и твоих, общих. В этом смысле ты, человек, всего лишь «почтальон», вестник, «ангел человеческий».
Лицемерно казаться честным – это пожалуйста, в этом тебе в помощь усвоенное из культуры, пускай лишь частью сохранённое, но и этого до поры до срока иным достаёт.
Иначе – можно казаться культурным, но быть безнравственным.
В этом, по мне, - быть или казаться, и есть главный вопрос Гамлета нашего времени.
И вот что – эпоха Фауста минула, настала эпоха Гамлета, как человека, ищущего быть.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments