Н.Бердяев, заставший, наверное, престарелых почитателей рано отшедшего Писарева, утверждал, что характерным для «шестидесятников» (искателей путей счастьефикации в пореформенную эпоху, при Александре Втором) было «превращение материализма» «в своеобразную догматику», что в них проявилось неприятие «культурного творчества», общепринятой эстетики и её «ценностей»; причиной выставлена «семинарская формация души», безбожный аскетизм.
Мне, скажу с недоуменьем, странным видится это сочетание – искание «пользы», именно что религиозная вера во «всемогущество» науки, в частности, в деле преодоления бедности и достижения «благосостояния граждан», с одной стороны, с другой – хламида аскета, презирающего «спасительную для мира красоту», а с «красотой» и мещанина с требовательным его тезисом: «Сделайте мне красиво!» Ведь этот аскет именно «мещанской» красоты требует. Красоты «в брюхо», потому тот же Писарев предлагал проверить на разбиваемость всё что ни есть на свете, и что разобьётся – сдать в «хламовню», вместе с религией, философией, беллетристикой, поэзией и проч. «Практическое дело», «конкретная польза», «расчётливый народный труд» под руководством «чисто по-человечески образованного капиталиста» – вот идеал.
Государственный капитализм, в цинично-лицемерной маске «социальности». Без пяти минут наше настоящее, где хламовни уже полны, да не всё ещё разбито.
Требование русского безбожного аскета-шестидесятника (нигилиста) иначе, по-моему, понять нет возможности.
Где «польза», там «интересы» и неизбежные «качественные изменения». «Преемственность поколений». «Государственная стратегия недоразвития» всего, в первую очередь – образования. Ведь без «чисто человеческого образования» и завалящего филантропа не получишь, не то что «мыслящего и расчётливого руководителя народного труда». Вся полнота морали.
Где-то неподалёку слышался голос известного и всемогущего г-на Грефа, с признанием, что «последние десять лет» он «очень активно» этим самым образованием (как бы школьным) и «занимается».
Чтоб «экзамены убить». Из филантропического чувства. С целью «развития» (троп).
Аскетично?
Why not.
Что-то в этом «семинаристское» как переодетое слышится. Нотка. Одна. С фальцетинкою.