likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

БОБОйНИКи

Дивом давиться. Два края.
Справка, из вычитанного: «В Евангелии от Луки Гестас упоминается как безумный разбойник. Его имя становится известно по апокрифическому Евангелию от Никодима, которое было создано в IV веке.
Упоминается он в апокрифическом тексте VI столетия на арабском языке, посвящённом детству Иисуса Христа. В этой версии Иосиф и Дева Мария встретили двух разбойников, когда шли через пустыню. Это были Гестас и Тит, которые сторожили лагерь, пока их товарищи отдыхали. Тит, не желавший причинять вреда Святому семейству, уговорил Гестаса не трогать их.
По другой версии Гестас ограбил Иосифа, когда тот бежал в Египет. Его имя упоминается в стихотворении на латыни, которое в древние времена разбойники считали своим оберегом.
Гестас воплощает в себе образ нераскаявшегося грешника, которому уготован ад. Точно неизвестно, какое именно преступление он совершил. По иудейским законам смертная казнь полагалась за убийство, разбой, грабёж, организацию народных волнений.
Дисмас родился в семье разбойника, жившего в Египте. После его появления на свет мать сильно заболела, поэтому не могла кормить младенца. Когда Иосиф и Мария бежали в Египет, их захватил отец Дисмаса. Дева Мария кормила новорожденного своей грудью 6 дней.
На Голгофе Дисмас был распят справа от Спасителя.
При этом в Православии он так и не был официально канонизирован, а среди богословов до сих пор даже ведутся дискуссии по поводу его истинной святости. Официальная церковь своей позиции по этому вопросу не формулировала, однако имя Дисмаса непременно звучит на литургиях. Историки считают, что образ Благоразумного разбойника на Руси почитался в Средневековье, а с XIX столетия утратил свою актуальность.

В 2004 году в Донецкой области митрополит Ириней освятил храм во имя Раха на территории местной колонии строгого режима. Рах – имя Дисмаса в древнерусской традиции. По одной из версий, это прозвище разбойника, которое означает «распятый», по другой – эволюция имени Варвар.
Свидетельством того, что Рах действительно почитался в Средневековье, служат его изображения на иконах. В частности, его можно увидеть на фреске XIV века в Снетогорском монастыре, на многих иконах, посвящённых распятию Спасителя».
«Утратил актуальность». С «XIX столетия». В России. А на Украине XXI века – обрёл. Есть о чём призадуматься.
Два края: нравственность как «гражданская доблесть» и «полицейская нравственность».
Tags: постзапятая
Subscribe

  • лИШЕнКА

    В одной литературоведческой работе: « В отсутствие назидательности литература лишается оправдания». Встать! Суд идёт. См.:…

  • ТеЛеГА ЖизНИ (18+)

    Нигде как в срамном учебном воспиталище для всероссийских братьев-бастардов Пушкин мог подцепить этакую ещё заразу… Хоть тяжело подчас…

  • гОРшОК, вАРИ!

    Николай Гоголь: « Русского человека до тех пор не заставишь говорить, покуда не рассердишь его и не выведешь совершенно из терпения».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment