likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

реЮНьОН ДЖеК

О Клайве Стейплзе Льюисе.
В детстве (мальчику было четыре года) Клайв узнал, что в жизни присутствует смерть: его любимая собака была насмерть сбита проезжавшей машиной. Можно только дивиться тому, что случившееся случилось, потому родился будущий мистер Льюис в 1898 году, в ту пору, когда (читатель уже догадался) автомобиль был едва не такой же редкостью, как встреченный в наши дни конный экипаж.
Бог весть, откуда в мальчишку забрела такая уж фантазия, однако, переживая первое в своей маленькой жизни трагическое событие, он объявил взрослым, что отныне его имя – Джекси: именно такой была кличка погибшей собаки. Отныне Клайв откликался только на это имя – Джекси, с трудом через время приняв компромиссное: Джек. Так его и звали в семье, в друзьях до конца дней знаменитого автора.
В этой точке можно удивиться на две стороны – упорству мальчика и податливости, едва ли не потворству детской прихоти со стороны родителей. Однако тут есть нечто от традиции, замеченной ещё при начале XIX столетия и, вероятно, сохранившейся и до 1898 года. Граф В.Соллогуб писал по этому поводу, сравнивая воспитательные нормы русских и англичан (часто «просвещонными» русскими той эпохи заимствуемые):
«… Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только товарищей, но чуть ли не подчинённых, иногда даже и слуг. Но так как русский размах всегда шагает через край, то и тут нужная заботливость перешла к беспредельному баловству».
(Скобка: думается мне дураку, что случись подобное не в 1902 году, а в 2002-м, когда государства Европы стали куда как снисходительней к прихотям своих граждан, мистер Льюис мог бы зарегистрировать себя под именем, положим, Джекси Лабрадора или Корги Кардигана Льюиса, ну – в зависимости от породы погибшей собаки.)
«Священной» собаки.
Кстати, о «священном». В том же XIX веке русские дворяне-помещики в честь рождения наследника высаживали (или велели высадить) в усадьбе «священное» дерево, скажем – липу, и кругом липы этой городилась оградка, с допуском внутрь только «избранных» и «посвящонных». Поэт и, к несчастью, мятежник декабря Александр Одоевский (автор ответа на Послание в Сибирь Пушкина) сочинил по этому поводу:
Я помню липу; не раздельно
Я с нею жил, и листьев шум
Мне веял песней колыбельной,
Всей негой первых детских дум.
Словом, в отшедших поколеньях много было для нас, текущих, непонятного, загадочного, чуднóго, чем дальше в глуби будущего, тем реже и трудоположней вычитываемого в писаньях иных славных в те поры литераторов и мемуаристов.
Пушкин: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить – или задушить».
А ещё – Пушкин, в отличие от приведённого выше графа Соллогуба, имел повод ставить воспитанных англичан в пример иным русским: «Посмотрите на английского лорда. Он готов отвечать на учтивый вызов джентльменов и стреляться на кухенрейтерских пистолетах* или снять с себя фрак и боксовать на перекрёстке с извозчиком» (статья «Разговор о критике», одно из первых в русской печати упоминание бокса).
О дворянском ли исключительно сословии речь? Никак нет-с: просто читателями «народного» Пушкина были при жизни его чуть не сплошь дворяне, однако приведённые им качества присущи, по моему рассуждению, всем или почти всем из являющихся в сей чудный мир, без делений на упразднённые век уж как сословья. Однако в иных природа оказывается скоропостижно придушенной, и, глядишь, вылазит из цельного человека нечто однобокое, многоконечное и одноглазое, дрянька обрезанческая, скопец моральный, паскудный свищ, и прочая, и прочая, и прочая.
«Собачье сердце».
Что ж, значит если не всё, то хотя часть целого дела – об «образе жизни». О воспитании как части оного.

(Чуть погодя продолжу.)

*Возможно иное написание: кухенройтерские пистолеты (Kuchenreuter, с 1640 года); дуэльные, с нарезными стволами; такое оружие применено было в печальной дуэли М.Лермонтова с Мартыновым. По сей день известны изделия этого бренда, охотничьи ружья.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • ПОСТы и ПОСТМэНы

    Прочитываю из «допотопного», об одном из самых сложных пунктов в понимании марксизма – об «отчуждении»: «...…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments