likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

на-РОДЫ

Взгляд. Взгляд на «роды».
Андрей Тесля, из лекции «Специфика славянофильского консерватизма (1840–50-е гг.)"*: «Всемирная история Гегелем осмысляется как история свободы, я напомню. Соответственно, восточный мир – это свобода одного. Греко-римский мир – это свобода некоторых, свобода немногих, свобода господ по отношению к рабам.
И, наконец, романо-германский мир – это свобода всех, свобода каждого, то, что осуществляется наконец в виде правового равенства, в виде той самой наступающей реальности, которая и есть конец истории. Вот эта логика движения истории и народов, исторических и не исторических, где народы исторические – это те, кто привносит свое уникальное слово в общемировой хор, кто начинает собой новую мировую эпоху. На взгляд славянофилов, русскому народу следующему суждено сказать свое слово вслед за миром романо-германским. <…> Запад осознает свой кризис, кризис своей христианской культуры. Он осознает свою проблему. Но при этом у него нет собственных сил. Его слово в истории уже сказано. Он осознает свое положение, осознает свое затруднение, но при этом у него нет возможности дать творческий ответ, нет возможности найти выход. В этом смысле славянофилы абсолютно закономерно для себя просто присоединяются к европейской критике самой Европы. Только их специфика заключается, на их взгляд, в том, что они видят возможность не просто критики, не просто обозначения кризиса, но и выхода из этого кризиса, где выход заключается в России, а специфика России заключается в том, что именно России суждено сказать свое новое уникальное слово. И это уникальное слово заключается в истине христианства. Потому что русский народ является носителем православия, православие суть истинное христианство, и, следовательно, русский народ, как тот, кто воплощает в себе истину христианства, начинает новую – и в этой логике, видимо, последнюю – мировую эпоху. Потому что его специфика в славянофильской логике заключается в том, что он адекватно воплощает христианство. Его образ жизни, его устройство, его идеал – это и есть подлинно христианский идеал. <…> Вопреки расхожей формуле необходимо отметить, что для славянофилов характерна не просто критика, не просто отвержение Петра. Здесь они не были бы людьми своей эпохи. Ведь счесть Петра и всю петровскую эпоху случайностью, неправильностью и так далее означало бы отвергнуть наличие разума в истории. Славянофильский взгляд построен иначе. Чем является древняя русская история, история до Петра? Это народ-в-себе, народ как данность, народ, лишенный самосознания. Петровская эпоха – это эпоха отчуждения, «вне себя», чуждый взгляд. В этом смысле осуждение петровской эпохи – это не осуждение само по себе деяний Петра. Это исторически необходимый период, стадия отчуждения, через которое наступает самосознание, познание себя через внешний взгляд. <…> То, что было оправданно в свое время, что было исторически закономерно, неизбежно, как разрыв, теперь уже оказывается избыточным, потому что вслед за стадией отчуждения следует стадия возвращения к себе. Стадия возвращения к себе, то есть самосознания. И теперь уже речь идет не просто о народе как о данности, не просто о народе-в-себе, но о народе-в-себе и для-себя. Народ перестает быть чисто консервативной общностью, чистым хранителем, которым он является при петровской эпохе. Теперь он порождает из себя общество…»
Роды затянулись? Или – из одного разрыва перескочили в другой, за ним – в третий?.. Если правда – утверждение фактом подмены государством «общества», а «народ… чтобы сохранить правду внутреннюю, отрекается от соблазна государственного властвования», то в «родовом» тропе возникает образ … вне нравственности, вне морали, вне христианского идеала и проч.
Но при этом, внешне, т.е. по начальным декларациям о целях (не о средствах) – «двойник».
Формальный двойник.
Голядкин?

*См. полностью на magisteria.ru
Tags: постзапятая
Subscribe

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment