Доменик Бартелеми (доминиканец, профессор университета во Фрибуре); «Бог и Его Образ. Очерк Библейского богословия»; глава «Бог, ревнующий к статуе»: «Разве Тот, Кто являет Свою славу в Своих деяниях, не знает связи между символом и символизируемым? За исключением нескольких тупиц, которые так никогда и не смогут расстаться с суевериями фетишизма, большинство израильтян видели несомненно в статуе Аарона лишь образ Того, Кто вывел их из Египта. Но именно эту двойственность образа и не терпит Бог. Образ, как и всякий символ, одновременно и прозрачен и предметен. Он может или вводить в реальность, которую он обозначает, или же её замещать. Вот почему он вызывает у Бога ревность».
Итого: образ, как и всякий символ, может или вводить в реальность, или её замещать.
Сдаётся мне, что живём мы в эпоху замещения: истины замещены свободой, правда – пропагандой, идеи – интересами, человек – номером, художество – изощрённой перверсией, и так дальше, до запределья.
Иные твердят, что мещанин (буржуа) пожрал всё, и что не успел до поры пожрать, пожрёт днями; нет ведь: самого мещанина живьём пожирают – замещане пожирают. Куда опаснейшие хищники.
Сдаётся ещё, что люди времён золотого тельца и золотых усов перунов-сварогов не смогли бы понять замещения золота «цифрой», монеты – набором значков в мониторе.
Даже если догадались бы монитору поклониться.