likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

КЭБмэН-стРЕСС

Прежде чем продлить движение дальше, вперёд, к вероятности-невероятности получения положительного ответа на возникшее (у меня) недоумение, выставлю одну мысль, добираться до которой пришлось как-то так уж замысловато, что и крайний английского производства Шерлок-Камбербетч мог не побрезгать напарничеством: мозг разом и последовательно включал дедуктивные схемки движений и связей, визуально явленные и виртуально-полуфантазийные. Последним штрихом стало уверение, проброшенное одним много уважаемым мною человеком, что дело в наших пенатах (и, видимо, не только в собственно «наших») идёт к церковной унии.
Тут и щолкнуло: цепь замкнулась, схема сложилась, пазлы дали объём картинки; ну, точно как в мозгу у лондонского кэбмэна, которого в догаджетную эпоху подвергали четырёхлетнему, кажется, обучению, с тем, чтобы все улицы и улочки, все переулки и тупички, «кирпичи» и знаки и разметки Лондон-тауна в момент и без намёка на возможность ошибки выскакивали на мозговой дисплей; и только один на десятерых обучившихся выдерживал экзамен, но этому одному случалось впоследствии решать и более головоломные задачки, например – побеждать в чемпионатах игроков Го.
Мысль эта выскочила из одного старинного, исторического русского текста. Именно – при окончании 1835 года, в канун «философического безумия», Пётр Чаадаев (Москва) вывел на письме к Александру Тургеневу (Париж):
«…Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привя­занностей, страстей, идей и интересов Европы. <…> Провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами <…> оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам инте­ресы человечества <…> все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить <…> в этом наше будущее, в этом наш прогресс <…> мы представляем огромную непо­средственность без тесной связи с прошлым мира, без какого-либо безуслов­ного со­от­но­шения к его настоящему <…> в этом наша действи­тельная логическая данность <…> если мы не поймем и не признаем этих наших основ, весь наш по­следующий прогресс во веки будет лишь аномалией, анахрониз­мом, бессмыс­ли­цей».
Признаюсь, долго ломал мозги, пытаясь уйти от шаблонированной усмешки «чаадаевщине», обернувшейся спустя полвека «достоевщиною» с чаяньем русской «всечеловечности». «Всечеловечности», из которой адепты классовой борьбы настрогали «интернационалок» с химерами высчитанных в той же Европе и по одним лекалам административных нравственности и справедливости, то есть с тем же эгоизмом торга, разве наизнанку вывернутым. Но что за благодушная иллюзия «великого призвания» с вычерком «эгоизма»? Где источник, ведь не самострок же тут чаадаевский, и нечто реальное как возможное и реализуемое имел в виду скорый назначенец в безумцы?
***
«Политический Христос» – фигура из другого письма Чаадаева, и фигура, вроде как грозящая грянуть из «страны святош-эгоистов». Сен-Симонистая фигура, а ко всему – зеркально обратная здешней постановке «вне интересов национальностей» и за «инте­ресы человечества». Здесь, на письме к А.Тургеневу, к оркестровой яме вышла иная, над-патриотическая фигура. Фигура, даже тени которой точно чумы бегут нынешние идеологи без-идеологического русского государства.
- Детский сад какой-то, прости Господи! – хмурился я и тут же лупил лоб ладошкой: вот же оно! Христос, у Матфея (18: 3): … истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.
«Небесность» карты мешает, «Небесность» на аркадском приводе в машинке Чаадаева-Достоевского. Иначе как в «Небесности» подобное, по моему глубочайшему убеждению, немыслимо, потому как возможно разве через обман и торной дорогой в очередной социально-утопический ад. Вроде того, как в историческом анекдоте об английском короле XIII века Эдуарде Первом. Известно, что этот хитроумный монарх страстно желал поставить под свою руку кельтов Уэльса, а валлийская знать, в свою очередь, не желая подчиниться, выставила условием, что присягнёт только тому из коронованных, кто ни бельмеса не смыслит в английском языке. Ну, это вроде как «скорее Дунай потечёт вспять, чем Измаил падёт». Каково же было изумление лукавых кельтов, когда Эдуард Первый вынес к ним младенца – своего новорожденного сына, будущего Эдуарда Второго, ни словечка, понятно, по-английски не знавшего и не разумевшего. Слово, однако, было выговорено – кельтами, и с этого анекдота пошли принцы Уэлльские, первые в очереди на престолонаследие в Великой Британии. Кельты потеряли независимость, зато обрели право на торговые вывески и дорожные указатели на своём головоломном наречии, - это я своими глазами видел. Глядел и, вспоминая историю, усмехался. Как позднее усмехался известиям о том, что исполнитель роли Шерлока господин актёр Камбербетч, Бенедикт Энтони Карлтон – тоже королевских и тоже Эдуардовских (см.: Эдуард Третий) кровей, пусть седьмой воды, но всё же на королевском-то киселе.
***
Отучить «Европу» говорить на языке «венецианского купца»? Выродить её наново? Самим – облепетаться, омладенившись?..
Но вот же, - снова и в другой раз вывожу я застрявшее в мозгу, - от заместителя президента РАН В.Иванова, вовсе, судя по регалиям, не дурака и мечтателя: «Когда мы говорим сегодня о цифровизации, мы смотрим за горизонт и вспоминаем одно из самых знаменитых высказываний Норберта Винера о социальных последствиях цифровой революции: “Тогда средний человек со средними или ещё меньшими способностями не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги. Выход один – построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи”».
«Построить… основанное… на отличных».
Ну, не о «социализме» же человек толкует, «с человеческим лицом»! Знаем ведь, плавали…
Ходили, то есть, из порта скольки-то, там, морей и скольки-то, счотом, океанов.
Или таки – плавали?..
Клифф Хэнгер в помочь.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

Comments for this post were disabled by the author