likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

изГОИ

В «Оправдании добра» В.Соловьёва: «Собственность вообще не имеет нравственного значения. Никто не обязан быть богатым, а также никто не обязан обогащать других. Равенство всех имуществ так же невозможно и ненужно, как одинаковая окраска <…> волов. Есть, однако, условие, при котором имущественное положение лица становится нравственным вопросом. Когда человек не может поддерживать своего существования или когда для поддержания своего существования он должен тратить столько сил и столько времени, что у него не остается их достаточно для забот о своем человеческом, умственном и нравственном совершенствовании, такое положение прямо противно человеческому достоинству и нравственной норме общества, здесь человек перестает быть целью для себя и других, становится только материальным орудием экономического производства наравне с бездушными машинами. А так как нравственный принцип, безусловно, требует, чтобы мы во всех и каждом уважали человеческое достоинство, на всех и каждого смотрели как на цель, а не как на средство только, то общество, желающее быть нравственно нормальным, не может оставаться равнодушным к такому положению кого-либо из своих членов. Его прямая обязанность обеспечить всем и каждому некоторый minimum благосостояния, именно то, что необходимо для поддержания достойного человеческого существования. Как это сделать – это уже вопрос не нравственности, а экономической политики. Во всяком случае это должно, а потому и может быть сделано».
***
Соловьёв представить себе не мог такого положения дел, когда бездушные машины как орудия экономического производства будут нужнее, чем человек. Не мог представить себе, что экономическая политика дойдёт до таких высот, откуда нравственный принцип будет требовать поддержания существования значительного числа человеков не из заботы об их человеческом, умственном и нравственном совершенствовании, но из экономической и, частично, политической «целесообразности», потому наличных людей слишком много для использования их в качестве материального орудия экономического производства. Дешевле этим людям предоставить полную «свободу», обременив себя выплатами строго расчисленного «социального минимума», или, словами самого Соловьёва, «minimum-а благосостояния».
Нравственный принцип не ущемлён, экономика торжествует.
Одновременно в этой группе людей, в этом новом обществе созидается и кристаллизуется свой, новейший, не ведомый пока никому культурный код. Представьте себе, что эти люди – русские по национальности, и они некогда, в прежней своей жизни были носителями и вашего культурного кода, исповедовали общую «национальную идею». Представили? А теперь попробуйте ответить на вопрос: точно ли эти люди – такие же русские, как вы сами, и точно ли их дети и внуки будут такими же русскими, как ваши собственные дети и внуки?
И ещё: не осмелятся ли эти люди составить свою «нацию» – «нацию людей социального сорта», не выработают ли свою «национальную идею» и своё, отличное от остальных, понимание «патриотизма»?
Tags: постзапятая
Subscribe

  • СМеЩеНиЕ

    Прочитываю, у Ю.Лотмана: « Распечатывание полицией писем с целью политического надзора было в России в ходу со времени Екатерины II (ввёл его…

  • КАТеГОРиЯ ДыРКи

    Не далее как вчера задавался я вопрошанием: как можно быть в Пушкине – уверенным? По мне, вопрос – риторическая, "дырявая"…

  • ИсПЫТаНИЕ ЖаНРОМ

    Выводя Аристотеля на авансцену устроенной Пушкиным «храмовой» интермедии с «проповедью» во увещевание бездельных да пьющих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • СМеЩеНиЕ

    Прочитываю, у Ю.Лотмана: « Распечатывание полицией писем с целью политического надзора было в России в ходу со времени Екатерины II (ввёл его…

  • КАТеГОРиЯ ДыРКи

    Не далее как вчера задавался я вопрошанием: как можно быть в Пушкине – уверенным? По мне, вопрос – риторическая, "дырявая"…

  • ИсПЫТаНИЕ ЖаНРОМ

    Выводя Аристотеля на авансцену устроенной Пушкиным «храмовой» интермедии с «проповедью» во увещевание бездельных да пьющих…