likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

САМооПОРА

Немного ещё помучаюсь с одним русским философом. Чтоб двинуть дальше и во всеоружии, бряцая и держа строй.
В «Оправдании добра» В.Соловьёва: «Что касается до собственности, то признать ее нравственною основой нормального общества, следовательно, чем-то священным и неприкосновенным, есть не только логическая, но для меня, например (как полагаю, и для других моих сверстников), даже и психологическая невозможность: первое пробуждение сознательной жизни и мысли произошло в нас под гром разрушения собственности в двух ее коренных исторических формах – рабства и крепостного права; это разрушение и в Америке, и в России требовалось и совершилось во имя общественной нравственности. Мнимая неприкосновенность была блистательно опровергнута фактом столь удачного и совестью всех одобренного прикосновения. Очевидно, собственность есть нечто, нуждающееся в оправдании, требующее нравственной нормы и опоры для себя, а никак не заключающее ее в себе».
Собственность вообще не «священна» для Соловьёва, она требует «освящения» как оправдания.
В нашем обществе «обесчеловеченная» собственность из начала «священна», она признана именно «нравственною основой нормального общества». В нашей, нами признанной норме. В нашем, нами признанном обществе. Причём, обретение признания случилось до обретения собственности как таковой.
И это один из изумительнейших, на мой взгляд, парадоксов свободы, свободы в нашем понимании.
Этот парадокс есть часть – неотъемлемая, неизымаемая часть «патриотизма» как «национальной идеи». Соответственно – часть культурного кода.
И, думается мне, что в этой части культурного кода мы никогда не совпадём (без подделок и фальсификата) с той частью наших предков, которая поднялась на социальную революцию с последующим сооружением государства «рабочих и крестьян». Реально – они никогда бы не приняли нас за «своих», хуже – отвели бы кого к стенке, кого – в лагерные работы. И их сыновья, что сражались и гибли с 41-го по 45-й, поступили бы так же и в строгом согласии с усвоенным и укоренённым нравственным принципом. Мы для них, в этом смысле, сплошь враги, чужаки и преступники. Точь-в-точь как для греков античности те разряды двуногих существ, которых грекам в голову не пришло бы признать носителями «каких-нибудь прав и каких-нибудь обязанностей» (В.Соловьёв). Закон требовал выстраивать отношение к подобным вне норм общепринятых нравственности и морали.
«Закон суров, но справедлив». Для него нет «ни еллина, ни иудея».
По крайней мере, в теории. На практике мы пока ещё «висим на воздухе». Живьём.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…