likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

We BeLONG*

По поводу одного текста, вполне себе «идейного», но и «безыдейного», разом.
Парадоксально, но ведь «парадоксов друг»!
Прочитываю днями, у sergeytsvetkov:
«… уже главные действующие лица европейской драмы затруднялись назвать причины, по которым Европа была ввергнута в четырехлетний кошмар истребительной войны. В августе 1914 года, вскоре после вступления Германии в войну, состоялся памятный разговор между бывшим германским канцлером Бернгардом фон Бюловым и его преемником Теобальдом фон Бетман-Гольвегом. Бюлов спросил: «Как же это случилось?», и получил обескураживающий ответ: «Ах, если бы знать!» Ни у одной из стран, развязавших конфликт, не было ни малейшей разумной причины бряцать оружием. Государственные мужи великих держав действовали, словно герои пьес Ионеску. Американский президент Вудро Вильсон подытожил недоумение своих современников в следующих словах: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их попытки тщетны, причину они не найдут. Война началась не по одной какой-то причине, война началась по всем причинам сразу». Однако и он тоже ошибался, по крайней мере, в формулировке. Эту мысль гораздо лучше выразил русский философ Лев Платонович Карсавин, сказавший, что сама постановка проблемы причинности Первой мировой войны, как, впрочем, и любого другого исторического события, ненаучна по существу («Философия истории», 1923). Историческое исследование должно быть направлено не на отыскивание подлинных или мнимых корней явления, которые все равно никогда не могут быть изучены во всей полноте, а на изучение потока событий в их целокупности. Действительно, несмотря на вот уже почти столетние усилия, историкам так и не удалось выявить ни экономической, ни политической подоплеки войны… Конечно, в каждой крупной европейской стране имелись группы приверженцев мирового или регионального господства. Но их претензии большей частью выражались на уровне настроений и политически неоформленных идей. Как сетовал в 1912 году один германский писатель, «главной причиной, почему наше положение иногда производит впечатление сомнительное, даже неприятное, если смотреть на Германию извне, заключается в трудности представить какую-либо понятную реальную цель для политики, необходимой для осуществления германской идеи».
Весьма странное, на мой взгляд, и тем уже любопытное сочетание «бессилия» неназванных историков и сетования неназванного же германского писателя, от 1912 года. С одной стороны, нет «подоплёки», с другой «подоплёка» в наличии, однако она, как «идея», «политически неоформлена»; с третьей – нет ясности в «цели политики», «если смотреть на Германию извне». Но что если попытаться посмотреть «изнутри»? Изнутри – наличие, ровно как «в каждой крупной европейской стране» в Германии имеется группа «приверженцев мирового или регионального господства». На четвёртой позиции и вовсе – штырь осиновый: немецкий писатель в 1912 году фиксирует как нечто общеизвестное «германскую идею» и «необходимость осуществления» таковой.
Особо выведу, из столь же общеизвестного – не по изложению, но по факту, исторически зафиксированному факту:
«Трансформация национальной идеи во второй половине XIХ в. была одной из причин развивавшейся в Германии делиберализации массового сознания. Национализм стал важнейшим идеологическим инструментом, который господствующие в государстве силы осознанно использовали для включения масс в политику агрессии и расовых преступлений. Искаженная до неузнаваемости, в годы гитлеровской диктатуры германская национальная идея стала составной частью идеологии мирового господства и массового уничтожения».
В этой, как бы неуловимой для неназванных историков и трансформированной и политически оформленной германской национальной идее и содержатся «все причины сразу», по которым и началась Великая мировая бойня. Не исключая, разумеется, и «причинных идей» прочих участников торжества воцарившегося идиотизма. И нашей «идеи», и нашей, то есть – наших предков, Царствие им Небесное.

В полях нот-бени сонной: никаких претензий к автору прочтённого таким образом текста, напротив – признательность.

* Мы принадлежим (англ.)
Tags: постзапятая
Subscribe

  • ДОЛИНа ЦАРей

    В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья и служенья. Ап.Григорьев «Настоящая роскошь и…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments