?

Log in

No account? Create an account
ВСЕ-ГУСЬ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

September 24th, 2009


Previous Entry Share Next Entry
04:34 pm - ВСЕ-ГУСЬ


 

В заголовке – не нарочитая грассировка или «фефект фикции», а выхватка из Толкового словаря Даля: «все гусь: были б перья! Чайка гусь, и ворона гусь». Прибавлю, потупя взор: и философ – гусь, потому разве откажется истинный философ от чести быть «все», это с одной стороны, а с другой я прямо доверяю кандидату философских наук Константину Смольнякову из Старой Руссы, выступившему с категорическим: «Ибо гусак, - как прямо заявляет, например, Иван Иванович у Гоголя, - есть не человек, а птица»*.

Философическое сие рассуждение, да с опорой на Ивана Ивановича у Гоголя, обёрнуто было ссылкой, ссылка всунута в многословную статью с примечаниями, статья – в альманах (один из лучших за все годы выпуска, по утверждению редактора), а альманах повешен высоко-высоко на могучем имени Достоевский.

- И-эх, - вздохнул Ликушин, - значит, и Достоевский – гусь, потому хотя бы, что хучь он и человек, а всё ж таки и птица высокого полёту.

«Скотина!» - врезал мне внутренний оппонент.

- А что тут такого, - согласился Ликушин, - это вовсе даже ничего, и в известном смысле хорошо и благообразно. Вот, г-н Смольняков так всё рассудил, что я не только просто так скотина, а и традиционная святоскотина, и с каким корнем:

«Традиционное представление о России как о Святой земле, втором Израиле и новой Палестине [о, как! - Л.] несомненно находит отражение в романе “Братья Карамазовы”. Прежде всего, свидетельством тому является название его основного места действия, т.е. самого города Скотопригоньевска, как средоточия язычества, где сами люди, в том числе и главные из персонажей, уподобляются скотам» [Выделение моё. - Л.]**.

 

Прямя извилистые пути старорусского философа, получаю: «Россия-Святая-земля-второй-Израиль-новая-Палестина» отражена Достоевским как «средоточие язычества», где все «уподоблены скотам», и тем-то «традиционны», [в потенции] «святы» и «представляют собою Святую землю, второй Израиль, новую Палестину» (кошмар какой!).

«Гуси Рим спасли», - откликнулся внутренний оппонент.

- Ага, - простодушно согласился Ликушин, - с помощью гусиного языка.

Согласился я чтобы поскорей меня кандидат в философы научил, кого именно и как Достоевский «для святости» уподобил скотам:

«К примеру, Митя, как известно, - [уподоблен. - Л.] “злому насекомому”, Иван, что характерно, - сфинксу, Павел Смердяков <...> – “Валаамовой ослице”, псу. Алеша наряду с другими мальчиками, так же, как и Илюша Снегирев, - какой-либо из птиц, пусть даже благородных, но, в конечном счете, по своей ничтожности и тварности (Мф. 6: 26, 30) напоминающих гусей, “курицу в эпилептическом припадке” (помимо Смердякова – ту же Хохлакову), которые никак не могут быть, по утверждению автора поэмы “Великий инквизитор” (14; 238), казалось бы, тем самым среди избранников Божиих...» [Выделение моё. - Л.]***.

Прочёл по третьему разу и заплакал: ой, баушка, ты у нас немец, что ле? Сказка-то какая, Гос-споди! Слеза промыла глаз, в глазу всплыла сноска от г-на Смольнякова, яснящая сценку, в которой шкодливый мальчик Коля Красоткин устраивает гибель птицы гуся под колесом мужицкой телеги – это по первому плану, по второму сноска объясняет, почему мальчики-гуси, они же «курица в эпилептическом припадке» «никак не могут быть тем самым» (чем – «тем самым»-то?) «среди избранников Божиих»:

«Потому их так безжалостно, в духе Шигалева – “уездного мечтателя”, Ивана Карамазова, всей социальной мысли Запада, уничтожает под колесами телег, изображая только, что “подвозит хлеб” и кормит их, - Коля Красоткин»****.

Философский синтаксис добил меня, вонзившаяся в мозг старорусская идея довершила дело: бедолага-эстет Ликушин рухнул с дивашки и зашёлся, вообразив коварство «социальной мысли Запада», давящей мужицких недочеловекогусей руками мальчикогуся Коли Красоткина под колёсами пустопорожне-окаменённых ретротелег.

Куда глядят тётекоровы и дядебыки отечественной породы?

Вдруг осёкся: казалось бы – бейся себе, но среди избранников Божиих как окажешься, уподобившись, по старорусскому философу, гусе-скотам? А среди избранников не оказавшись, как к «России-Святой-земле-второму-Израилю-новой-Палестине» приблизишься? Что делать, Гос-споди!

Но мудра старорусская мысль, мудра и спасительна! Это ведь только по мнению скотосфинкса Ивана Карамазова скотогусям в избранные не попасть, а г-н Смольняков вернейшую путь-дорожку углядел, вот как:

«... Что, однако, опровергает [что в избранные будто не попасть. - Л.] Сам Господь в видении апостола Петра в Иоппии (Деян. 10: 11-15), когда Он предлагает ему принять в лоно Церкви тех же нечистых “четвероногих земных зверей”, а также пресмыкающихся, птиц, поскольку то, “что Бог очистил” (или носящий Его образ: например, Алеша – своих учеников), того уже “не почитай нечистым”. Напротив, <...> именно они отныне должны стать избранным, святым народом, а равно – их земля, где утвердится истинная Церковь (представленная символически в конце романа)» [Выделение моё. - Л.]*****.

Обескураживающая простота капитан-лебядкинского выпрямления текста Деяний стукнула меня в солнечное сплетение, да так, что я ни биться, ни плакать, ни дышать уже и не мог и не желал. Увидел спешащих ко храмам обезметафоренных гусекурей, насекомосфинксов, песьеголовых ослиц. Увидел «очищающего» их до святонародности Алёшу. Очию. Весь вдруг Кантов императив возник пред моим исступлённым взором: небо говорите, звёзды говорите, ндравственный закон говорите? Нет ни неба, ни звёзд, ни закона, да и Канта самого нет, а есть «Бобок» с «обнажимся-заголимся» на редакционных столах и есть «бобочная философия», давшая бурный всход на старорусской ниве, откуда открылись «пути Господни» для «традиционной России-Святой-земли-второго-Израиля-новой-Палестины». Переводя прямо, без перепончатолапых гусеватостей «с чем-то непрожованным во рту», так кандидат философии Смольняков твердит: Достоевский дал России скотский образ, дабы раскрылся в ней потаённо-кижеватый Третий Рим, окончательно спасаемый гусиным гоготом, куриным блеяньем, псиным чихом. Чтобы, по пословице, всем своим свиным рылом, разом-мигом-чудом, да в калашный ряд: шасть – и в дамках, то есть в анделах-херувимах, с нимбами-крылушками.

Хрю-хрю, что ли? Воистину хрю-хрю...

Вот: лишь случайно, по рассеянности Фёдор Михайлович выставил последнему своему роману заголовок «Братья Карамазовы», а надо было – «Скотный двор».

Такое вот всегусиное царство, такая вот смычка пошла – философии, литературоведенья и Православия. Думается, однако, что к каждому из этих трёх членов предложения необходимо нужно пристукнуть quasi-: quasi-философия, quasi-литературоведенье, quasi-Православие.

 

Главным редактором альманаха выступил К.А. Степанян, в необходимости опубликовать труд К.П.Смольнякова поддержанный редакционным советом в составе: Н.Т. Ашимбаева, В.И. Богданова, В.А. Викторович, А.Г. Гачева, В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, Л.И. Сараскина, БН. Тихомиров, Г.К. Щенников.

 

Большуще-риторический вопрос: должен ли философствующий обладать умением излагать мысли, при наличии таковых, разумеется; должен ли редактор применять профессиональные навыки и знания для приведения философа если не в чувство, то хотя бы к норме русского языка и внятности синтаксиса, как системы языковых категорий, связанной с правилами сочетания слов и строения предложений?

Вопрошающий Ликушин.

 

* К.Смольняков. Скотопригоньевск и град Святой Иерусалим // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 25. М., 2009. С. 387.

** Там же. С. 374.

*** Там же. С. 374.

**** Там же. С. 388.

***** Там же. С. 374-375.

 

Всевидящее Око

(23 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:streltzoff
Date:September 24th, 2009 02:23 pm (UTC)
(Link)
Ну, Вы их тоже поймите - они делают всё, чтобы читателю не было скучно читать их альманах... Одно радует: гусь свинье не товарищ!-)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 24th, 2009 02:46 pm (UTC)
(Link)
Ну, в этом смысле старанья научоного колеектива оправдались. Думаю, пора им выделять в альманахе разделы комиксов, анекдотов ("учоные шутят-стебаются"), страничку "Мисс Настасья Филипповна года", искать продюсеров-промоутеров на видеоприложение к альманаху... Вперёд - от скуко-науки к рынку-базару. А уже там и гусь со свиньёй сольются в экстазе последних объятий, вопреки архетипическому. :)
[User Picture]
From:streltzoff
Date:September 24th, 2009 03:04 pm (UTC)
(Link)
Да, чуть не забыл: надо бы этому кандидату подкинуть идею следующего памфлета в альманахе - о князе Мышкине, что-то мне не совсем ясно, что там у Достоевского было связано с мышами?
[User Picture]
From:likushin
Date:September 24th, 2009 03:11 pm (UTC)
(Link)
Эта тема активно разрабатывается в последнее время. Есть товарищ, делящий всех персонажей на "ужей-мышей-ежей-ослов" и проч. Так что, Вы припоздали с идеей - уже плодотворит. )
[User Picture]
From:streltzoff
Date:September 24th, 2009 03:32 pm (UTC)
(Link)
Значит, можно спать спокойно - народ трудится, философская мысль идёт вперёд! Не, решено - в философы не пойду: все темы разобрали уже!
(Deleted comment)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 25th, 2009 08:13 am (UTC)
(Link)
А в Библейском ковчеге - "всякой твари по паре". Берём немного Достоевского, на вес и в меру Библии, смешиваем с теорией происхождения видов, солим-перчим...
Получаем "кухню" из "Фауста".
[User Picture]
From:hoddion
Date:September 24th, 2009 03:01 pm (UTC)
(Link)
Густо потекли наши Палестины...
[User Picture]
From:likushin
Date:September 24th, 2009 03:13 pm (UTC)
(Link)
Это тебе, Поэт, не о песьеголовцах на пути в Камчатку почитывать: тут живая научоная жизнь лупит горячим ключом.

Edited at 2009-09-24 03:40 pm (UTC)
[User Picture]
From:rimehora
Date:September 24th, 2009 08:17 pm (UTC)
(Link)
Весело. :-)
Всё-таки число фраз в языке ограничено, а толковых фраз - и вовсе невелико. Потому философы, разрабатывающие некоторую тему, сначала формулируют осмысленные рассуждения, потом занимаются софистикой, а после того ударяются в заумь.
То что Вы описали находится как раз где-то между софистикой и заумью.
Одно радует, когда уважаемые авторы разучатся два слова связывать, издавать альманахи станет невозможно. :-)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 25th, 2009 07:27 am (UTC)
(Link)
Тут как раз наборот - хотелось бы альманахов, и умных, и дельных. Автор может блудить и лукавить, капитан-лебядкинствовать и "лебедить", но редактор! Либо он текста не читал, либо читал и мотивирован совершенно иным, нежели полагающимся по должности. Например, неприязнью к Христианству и Православию, к Достоевскому, к собственной работе в конце-то концов. А почему бы и нет...
(Deleted comment)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 25th, 2009 08:24 am (UTC)
(Link)
Не мне, не мне, но - творческому коллективу, давшему повод.)
Если же серьёзно, то от подобного чтения "у иного и вера может пропасть", "по счастливому слову" Мышкина (ох уж мне эти мыши!). Об отношении к науке и говорить нечего.
[User Picture]
From:pinfix
Date:September 25th, 2009 02:04 pm (UTC)
(Link)
Ой, до чего же я философскую мысль полюбляю - страсть!:)))
В предисловии к Альманаху говорится о "переосмыслению концепций М. Бахтина в свете современных достижений достоевистики" - вероятно, это ОНО:))) Чем не карнавализация: Мышкина - в Мышку, Митю - в насекомое, мальчиков - в гусей, Ерусалим - в Скотопригоньевск - при этом все пляшут и поют, пряники жуют, птичьего/свиного грипа не бояццо :)))
[User Picture]
From:likushin
Date:September 25th, 2009 02:33 pm (UTC)
(Link)
Только не запляшитесь там, в Ерусалиме, как у нас иные пляшут. Но если и вдруг скотинизация зачнётся - черкните, прилечу-приползу, по принципу: увидеть карнавал и умереть.:)
Кстати, а как Вы альманах там достали, редкость ведь, хватают горячими пирожками, смели тираж, по слухам, готовится допечатка.
Мастер пиара Ликушин.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 18th, 2009 11:10 am (UTC)
(Link)
Долго думала, что тут написать. Полезно)))
Вот вроде - ага: да - постебались, да и смешно на самом деле всё это у Смольнякова. Ну, просто каменьями покидали - забили.
Но вот про зверюшек у Достоевского так ничего и не известно, совсем. А тоже ведь - Божьи твари, однако)
[User Picture]
From:likushin
Date:October 18th, 2009 12:21 pm (UTC)
(Link)
Про зверушек лучше к Бему и Сабанееву. Там они совсем зверушечные, без человечинки. Натур-продукт, натюрлихъ!)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 18th, 2009 01:24 pm (UTC)
(Link)
Так при всей твоей любви к натурализму, насекомых всяких скотопригоньевских - из текста не выбросить, натюрлихъ)
[User Picture]
From:likushin
Date:October 18th, 2009 01:30 pm (UTC)
(Link)
Моя любофф вивисекторская, неужто и Вам свежей кровцы возжаждалось? )
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 18th, 2009 01:39 pm (UTC)
(Link)
Так и думала, что павловские книжки до добра не доведут. И какая вивисекция и свежая кровь, когда всё мертвое?
Просто я - за порядок на операционном столе. Пусть даже и в анатомичке.
Но, "может, всё же - в реанимацию"?)))
[User Picture]
From:likushin
Date:October 18th, 2009 01:49 pm (UTC)
(Link)
Это zомбовивисекция - самое ужосно-хаосное в вивисекционизме. )
(А кого, имеется в виду, в реанимацию?)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 18th, 2009 02:11 pm (UTC)
(Link)
Зомбовивисекция - это к гомункулам, не иначе)))

А пациент у тебя тут только один, скотогусь этот несчастный, рефлексы-реакции какие-то у него пыт-аешься обнаружить, экспериментируешь, трубочки приделываешь.
Это ж анекдот такой, старый:
- Сестра, а может всё же, в реанимацию?
- Доктор сказал в морг, значит, в морг.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 18th, 2009 02:19 pm (UTC)
(Link)
А говорили, что анекдотов не знаете.)
У нашего героя в этой работе есть замечательнейшей про "Иерусалим-Скотопригоньевск". В кучу мешать не стал, но на десерт приберёг. Как-нибудь подам к столу - живорыбицею.)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 18th, 2009 02:59 pm (UTC)
(Link)
Ах, прогресс - на самом деле, прямо на глазах :). Понятнее говоришь, столы - накрываешь, обложки - рисуешь, и сказочка твоя фобическая про кровожадных крысят стирается потихоньку. Интересно. И жаль, что всё это закончится скоро.
зы. а анекдотик - просто по работе, поэтому вспомнился)
[User Picture]
From:likushin
Date:October 18th, 2009 03:05 pm (UTC)
(Link)
Ещё не рисую, дам занавесом.

> Go to Top
LiveJournal.com