likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

БаЙ ПаЙ

Поутру посмотрел видео, присланное приятельницей из Сан-Франциско: берег океана, подзакатная даль, в переднем плане – фигуры прогуливающихся «францисканцев», правее и выше по берегу – выездная бригада Голливуда с тремя, наверное, десятками разнокалиберных трейлеров: мировая машинка промыва мозгов функционирует. Как доставка продуктов на дом, при запертых магазинах. Пояснения – голосом: центр города на строгом режиме изоляции, однако в пригородах дозволены прогулки «ограниченными группами», по двое, по трое максимум. В кадре промелькивает полицейский седан. Хмыкнул: «больше трёх не собираться!». Рецепт на все страны и времена. Но – живут пока, хотя и продолжается мор, и мрут «пачками». Воистину – человек страннейшее из чудес мира сего. Главное чудо света, мавзолей самому себе, прижизненная пирамида.
Задумался (по обыкновению), помурлыкал вполголоса припомненную кстати древнюю песенку про «бай, бай, мисс америкэн пай» (см. клип и перевод текста, рекомендую), расплылся в саркастической улыбке, а с тем изъял из текущего хлопотанья несколько свободных минут, коё-что прочёл, из древностей же, разумеется.
***
Древность первая.
А. Солженицын, «Август четырнадцатого»: «… И Саблинская сама, и вся округа их была просеяна сектами – молоканами, духоборами, штундистами, свидетелями Иеговы, из секты была и мачеха, стал насчёт церкви теряться и отец, споры о верах были излюбленные в их местности в досуг, Саня много ходил прислушивался, пока воззрения графа Толстого не отодвинули ему эти все разноверия. Сумятица умов была и в городах, образованные друг друга тоже не все понимали, а учение Толстого так убедительно укладывало в мире всё, требуя одной лишь правды. Увы, и толстовская правда в отношениях с семьёй привела Саню, наоборот, ко лжи: так, став вегетарианцем, нельзя было объяснить, что делает это по совести, – позор и смех поднялся бы и по семье и среди станичных; пришлось начинать со лжи, что не есть мясного – это медицинское открытие одного немца, обезпечивает долгую жизнь. (А на самом деле, накидавшись снопами, тело до дрожи требовало мяса, и ещё самого себя надо было обманывать, что довольно картошки и фасоли.)»
Не стану толочь в ступе о художественных достоинствах и недостатках текста, откуда взята приведённая цитата. Отставлю в сторонку и разного рода суждения о личности автора. Любопытным здесь представляется иное, именно – по пунктам: первое – ложь графа Льва Николаевича Толстого, сказкосочинителя-ересеначальника, возмечтавшего счастьефицировать человечество, конечно же, из соображений «эстетического гуманизма», как и всякая другая и прочая ересь, аккуратно уложенного в прокрустову лежанку «Золотого века»; второе – персонаж (Саня), наблудавшись по «сумятице умов», а от Церкви по образованности отстав, попытался уложить в голове своей «весь мир», «требуя одной лишь правды», что само по себе чистейшая «достоевщина»; так вот, закончив укладку, персонаж выяснил, что «по совести»-то не может объяснить свой «подвиг» даже самым, казалось бы, близким людям – семье, и он начинает «требовать правды» ложью, маленькой, однако безысходной ложью, ложью другим и самому себе.
Это страшно – жить ложью и по лжи. На самом деле – страшно, безо всяких «художественностей». Страшно для окружающих, которые, вместе со «всем миром» оказались «уложенными», но куда страшнее для самого «укладчика», сознание коего именно что расщеплено, и это не что иное как болезнь, это симптом для лечебниц академика Павлова, Кащенко, Сербского и прочих «Канатчиковых дач».
Отчеркну: персонаж этот у Солженицына – студент, из крестьян, получивший у односельчан запоздалое прозвище «народник». Собственно – интеллигент, типический для будущего, по романной действительности, счастьефикаторского государства. Если кто возразит тем, что, дескать, фигура эта выдумана ангажированным по известным обстоятельствам автором, то я на возражение отвечу саркастическою усмешкой: повидал я толстоликих вегетарианцев в живой, а не романной действительности, ой повидал. Как-нибудь, будет настроение, расскажу одну из особенно памятных историйку.
Будет.
***
Древность другая.
В старопотасканном, подмоченном, но всё ещё глянцевом журнале «Медведь» от апреля 2010 года (вот уж древность летописная!) набрёл на материал от пары вполне одиозных авторов, один из коих – Альфред Кох (помните, может, – «палочка Коха»), другой – Пётр Авен (банкир цветущий). Персонажи малоприятные, с весомым, мягко говоря, бэкграундом, однако текст я прочёл, и в нём наткнулся на некоторые цифры, показавшиеся мне довольно замечательными, как сами по себе, так и применительно к текущему нашему настоящему. Вот – господин Кох:
«… Слепые ведут слепых. Ну ответьте же мне, почему я должен изнывать от любви к этому сброду, который сам себе незаслуженно присвоил гордое имя “народ”, если эти дегенераты с упорством дебилов голосуют за старика Батурина?
Ну посмотрите же на социологические опросы: 57% москвичей считают, что московские суды находятся под контролем Лужкова и не решаются идти против него, а 65% считают, что Елена Батурина стала долларовым миллиардером с помощью своего мужа! 66% москвичей уверены, что слухи о коррумпированности Лужкова являются правдой. Правдой, которую так любит <…> Лужков. И что же нам говорит здравый смысл? Здравый смысл говорит: Лужкова – на пенсию. Как минимум. Но нет! Шалишь! Отношение 76% москвичей к Лужкову колеблется от “среднего” до “очень хорошего”. Люди! Это же не социология! Это уже медицина. И она, к сожалению, бессильна…» (С.74-75).
Что здесь, что общего (а общее налично) у этой цифири с Солженицыновской формулой?
Медицина. То же, по сути, «медицинское открытие одного немца», которое «обезпечивает долгую жизнь». Открытие это можно дать одним словом – «Капитал», хотя иные предпочитают заслонку с шоколадной вязью: «Свобода». Здесь – люди, множество людей, которым внедрили вирус «вегетарианства», под действием которого они, вместо того, чтобы потребовать безотлагательного «пожирания» человека, известного при жизни как «старик Батурин», крепко держатся правды самообмана. Держатся, уверовав в ложь о том, что именно и только для них, по их «молитвам» губернатор-благодетель устроил в отдельно взятом городе некое подобие «Золотого века». Сравнительно с другими частями как бы единой страны, разумеется, и разумеется люди вкусили плода и плод им пришёлся по вкусу, потому – «всё познаётся в сравнении».
Что до мелких «шалостей» благодетеля, так их нужно прощать – до семидесяти семи раз, а то и дальше.
Безумие своего рода? Несомненно. И несомненно, что на столь великое число заражонных никакого числа наличных и потенциально возможных Канатчиковых дач не хватит.
(Выведу отдельно: в отличие от автора текста я не язвлю жителей Москвы «сбродом», «дегенератами», «дебилами», нет! Это всё те же люди, что и в любой из отечественных провинций, от моря до моря, разве слишком испорченные разного рода «квартирными вопросами» от врачевателей нового и новейшего времени.)
***
Древность третья.
Карл Маркс, «Немецкая идеология» (вот он, изобретательный немец! не он ли – тот же Штольц или тот же Воланд?):
«В частном праве существующие отношения собственности выражаются как результат всеобщей воли. Одно уже jus utendi et abutendi [право пользования и использования. - О.Л.] свидетельствует, с одной стороны, о том, что частная собственность стала совершенно независимой от общности [Gemeinwesen], а с другой – об иллюзии, будто сама эта частная собственность основана исключительно на частной воле, на произвольном распоряжении вещью. На практике понятие abuti имеет очень определенные экономические границы для частного собственника, если он не хочет, чтобы его собственность, а значит и его jus abutendi перешли в другие руки; ибо вообще вещь, рассматриваемая только в отношении к его воле, не есть вовсе вещь; она становится вещью, действительной собственностью, только в процессе общения и независимо от права (отношение, то, что философы называют идеей). Эта юридическая иллюзия, сводящая право к чистой воле, неизбежно приводит – при дальнейшем развитии отношений собственности – к тому, что то или другое лицо может юридически иметь право на какую-нибудь вещь, не обладая ею фактически».
Это, Марксово, «другое лицо» может носить имя собственное, и одно из этих имён – номенклатура. По мнению философа и социолога М.Восленского, номенклатура – «советская» и постсоветская, а, по мне, так номенклатура «вообще», т.е. мировая, без деления на еллинов и иудеев, – есть «не просто правящий, но и эксплуататорский класс», и класс этот «страшнее, чем капиталисты». Потому они – счастьефикаторы, «природные», и нет особой, принципиальной разницы – счастьефицируют ли они человеков под знаменем Ордена Великих инквизиторов, или – знаменем Маркса-Энгельса-Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина, Путина, товарища Си, мистера Трампа и так дальше. Нет, по мне, принципиальной разницы и в том, как эти люди фактически вступают в права владения – по писанному ими же закону, по логике коррупционных схем, по факту ли женитьбы на гарантированно гениальных «бизнес-леди» или иных близкородственных связей. А и вообще, дело-то в том, что главное их владение, главная из «святынь» – это власть. Власть, которую подносят к их стопам «слабые бунтовщики», те самые «толстовско-вегетарианские» проценты «электората». И не важно, на самом деле, как эти вечно беспокойные слабаки голосуют и голосуют ли они вообще, главное, что бухгалтерские книги находятся в нужных руках, всегда – в нужных.
Парадокс в том, что слабые всегда верили, верят и будут верить в то, что они-то ой как сильны, сильны хотя бы тем уже, что посмели уложить в голове своей «весь мир», прикончив тем самым прежнюю «сумятицу умов» и «требуя одной лишь правды».
«Правды» как «справедливости». Здесь и сейчас.
Но это ли не безумие мира сего? Это ли не то, во что следует верить уже по той только логически безупречной схеме, где навеки застолблено: «верую, ибо абсурдно»?..
***
Что ж, неужели вот они – разысканы и открыты, тайные и таинственные «отцы лжи», эти высшие злодеи, эти исчадия ада и проч., и проч., и проч.?
Дам четвёртую древность – для полноты Креста.
Максим Горький, статья «О русском крестьянстве» (1922 год): «Не отрицаю, что политики наиболее грешные люди из всех окаянных грешников земли, но это потому, что характер деятельности неуклонно обязывает их руководствоваться иезуитским принципом «цель оправдывает средство». Там же: «Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать “мучителями народа”, - с моей точки зрения, они скорее жертвы».
Жертвы. По тому же шаблону скроенные, по тому же обряду принесённые, что прописано – было дело! – великим парадоксалистом Достоевским.
***
На этом стоит прикончить нынешний экзерсис. Прикончить и послушать «бай, бай, мисс америкэн пай», потому там, кажется мне, нет лжи, по крайней мере – не было до факта запуска в тираж ради продажи счастьефицированным массам.
Ну, не ради же прибыли, в конце-то концов.
И – крайний аккорд: в Золотом веке больше трёх не собираться! Ни при каких обстоятельствах.
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments