likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

заЗЕМЛЕниЕ

Прочитываю. Джайлс Флетчер, «О государстве Русском…» (1591 год): «Столь низкая поли­тика и варварские поступки (хотя и прекратившиеся теперь) так потрясли все государство и до того возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстани­ем». Английские власти, по наущению Московской английской компании и из «уважения» к России, книгу бедолаги Флетчера запретили и почти весь её тираж был сожжон.
Но Флетчер оказался пророком: до Смуты оставались считанные годы, всеобщее восстание случилось.
В исторические изыскания не полезу – обойдусь Пушкиным, его «Борисом Годуновым», потому там исторически верная картинка перемен в кануне предречонного Флетчером всеобщего восстания, причём, безо всякой «революционной теории» и «единственно верного учения».
Пимен
А сын его Феодор? (Сын Грозного. – О.Л.) На престоле
Он воздыхал о мирном житие
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нём во славе безмятежной
Утешилась…
Царь (Борис – О.Л.)
(входит)
                     … Достиг я высшей власти;


Шестой уж год я царствую спокойно.


Но счастья нет моей душе. Не так ли


Мы смолоду влюбляемся и алчем


Утех любви, но только утолим


Сердечный глад мгновенным обладаньем,


Уж, охладев, скучаем и томимся?..


Напрасно мне кудесники сулят


Дни долгие, дни власти безмятежной —


Ни власть, ни жизнь меня не веселят;


Предчувствую небесный гром и горе.


Мне счастья нет. Я думал свой народ


В довольствии, во славе успокоить,


Щедротами любовь его снискать —


Но отложил пустое попеченье:


Живая власть для черни ненавистна,


Они любить умеют только мертвых.


Безумны мы, когда народный плеск


Иль ярый вопль тревожит сердце наше!


Бог насылал на землю нашу глад,


Народ завыл, в мученьях погибая;


Я отворил им житницы, я злато


Рассыпал им, я им сыскал работы —


Они ж меня, беснуясь, проклинали!


Пожарный огнь их домы истребил,


Я выстроил им новые жилища.


Они ж меня пожаром упрекали!


Вот черни суд: ищи ж ее любви.


В семье моей я мнил найти отраду…
На место «низкой политики и варварских поступков» Иоанна Грозного пришли «безмятежность» и добрые дела, щедроты и успокоение в довольствии. И они-то – доброта и щедроты стали ближним прологом к великому возмущению Смуты.
Теперь – А.Суворин, в 1894 году: «… Но есть нечто очень веское в пользу того, что благосостояние выросло. На всех интеллигентских поприщах теперь найдёшь крестьянских детей. В мужицких  избах не такая уже редкость встретить на каникулах студента, сына хозяина этой избы, технолога, ученика земледельческого или железнодорожного училища, кандидата в священники, художника, врача и т.д. Крестьянские дети появились среди учёных, профессоров. Выросла народная литература, о которой недавно ещё помину не было. Бюджет наш на 1881 год, год вступления на престол Александра III, равнялся 732 413 000 руб. с 80½ миллионами дефицита. Бюджет за 1893 год составляет 104 500 000 руб. с 84½ миллионами перебора. Неужели всё это выколачивают? В 1893 году народ внёс почти 400 миллионов лишних против 1881 года. В сберегательных кассах было в 1881 г. 9 995 000 руб. А к 1 октября 1894 г. было в этих кассах 329 432 000р. Откуда взялись эти 320 мил. Руб. сбережений в 13 лет?.. Из них 81 969 000 крестьянских денег, т.е. почти треть…
Не заметили ли вы одну современную черту? Люди стали добрее. Неужели вы этого не заметили? А я заметил, и многие мне тоже самое говорили. И я считаю это естественным после тех тревог и печалей, которые мы пережили и которые соединились с подъёмом национального чувства, с уверенностью в умиротворении и в том уважении, которое заявила нам Европа. Мы вступили в новое царствование… Мне думается, что все или стали добрее, или хотят быть добрее – администраторы, министры. Лучи доброты, внимания, вежливости точно говорят: дайте нам дорогу. Ах, если бы это продолжалось, продолжалось, продолжалось…»
«Лучи доброты», довольствие, благосостояние, безмятежность, умиротворение и уважение… Пролог величайшей из русских Смут – начало царствования Николая Второго.
***
О «развитом социализме», последовавшей в его ещё большее развитие «Перестройке» и нахлынувшем в души «социализме с человеческим лицом» распространяться не стану. Довольно повторить Суворинское – «лучи доброты».
И – новая Смута, живущим известная и памятная: 1991 год. Сначала – «уважение» от глобальной «Европы», с ним – стыдный крах «Красной империи», слинявшей ровно как Империя Белого Царя, в три дня.
Что здесь, в этом троекратном повторе катастроф, чрез столетия и десятилетия (как с ускорением) – игра слепого случая или действие некоего «закона»? Но если это случай, то снаряды падают точно в одну воронку, и летят по одной баллистической траектории; если же это – точно и бесспорно закон, тогда следует ждать нового, очередного проявления его страшной силы, искать признаков, по которым возможно отгадать наступление «катарсиса», именно – довольствие, рост бюджетных доходов, накоплений, увеличение числа образованных молодых людей, умиротворение в полную безмятежность и уважение от той же «Европы».
И, главное – конвульсивных припадков «доброты», от всего клана признанных мастеров «ручного управления». В частности – от «администраторов и министров». В частности – от…  Как теперь. Как в последнее десятилетие и как в последние недели.
Может, уже дождались?
Но что дальше? Что?
Вопрос. Вопрос, к возможному ответу на который можно относиться с «священным ужасом», а можно – с отмирным назиданием. Не столько, впрочем, к современникам обращонным, но, скорее всего – к потомкам.
К.Леонтьев, в «Востоке, России и славянстве»: «Для того, кто не считает блаженство и абсолютную правду назначением человечества на земле, нет ничего ужасного в мысли, что миллионы русских людей должны были прожить целые века под давлением трёх атмосфер – чиновничьей, помещичьей и церковной – хотя бы для того, чтобы Пушкин мог написать “Онегина” и “Годунова”, чтобы построили Кремль и его соборы, чтоб Суворов и Кутузов могли одержать свои национальные победы… Ибо слава… ибо военная слава… да, военная слава царства и народа, его искусство и поэзия – факты; это реальные явления действительной природы; это цели достижимые и вместе с тем великие. А то безбожно-праведное и плоско-блаженное человечество, к которому вы исподволь и с разными современными ужимками хотите стремиться, такое человечество было бы гадко, если бы оно было возможно…»
***
В английском есть выражение, довольно часто употребляемое: "grounded for life", в переводе многозначное – заперт на всю жизнь; заземлён на всю жизнь; наказан на всю жизнь (пожизненно); под домашним арестом на всю жизнь, но и – основа для жизни, можно сказать – «почва».
Почва. А слышите ль вы, сидя в запоре, дыхание почвы и судьбы, дамоспода?
***
Борис
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,


Обнажена моя душа пред вами:


Вы видели, что я приемлю власть


Великую со страхом и смиреньем.


Сколь тяжела обязанность моя!


Наследую могущим Иоаннам —


Наследую и ангелу-царю!..


О праведник! о мой отец державный!


Воззри с небес на слезы верных слуг


И ниспошли тому, кого любил ты,


Кого ты здесь столь дивно возвеличил,


Священное на власть благословенье:


Да правлю я во славе свой народ,


Да буду благ и праведен, как ты.

Справка: Император Павел Первый учредил выходные дни в России, в 1797 году, именно – велел помещикам оставлять крестьянам для отдыха воскресенье. Так вот, историки давно упёрлись в две крайних точки суждения: Павел Петрович, Павел Первый, он безумец, иррационалист, или напротив – сверхрационалистичный монарх, вдохновенный рыцарь из безнадежно запоздалого, по эпохе, рыцарства, или мудрец в маске юродивого?
Во что, любопытно мне, будут упираться историки скорого будущего, силясь оценочно рассудить роли и звания учредителей нынешних полуторамесячных выходных?
Tags: постзапятая
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…