likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

СУндУК с ЛИсиЦАМи

У Н.Эйдельмана* прочитываю: «В журнале “посмертного обыска” у Пушкина находится запись от 19 февраля 1837 года о том, что бумаги “в сундуке №1” разделены на несколько групп, и под “№6” между прочим значатся – “Камчатские дела”…»
В «делах» – Пушкинский конспект с «Описания земли Камчатки» академика Степана Крашенинникова, изданного первым тиражом в 1755 году. Возможно Пушкин начал этот, преподробнейший, замечу, конспект ещё при конце 1836 года, но все сохранившиеся записи он пометил 20-м днём января 1837-го, т.е. за семь календарных дней до дуэли с Дантесом. В конспекте уместились записи из двух томов академического «Описания», и вряд ли, наверное, всё это сделано было за одну неделю. Малая тайна, однако не в ней суть. Суть в неослабевающем интересе Пушкина к русскому – всегда многонациональному – бунту, во всех его «сатурнальностях». Именно.
Отрывок:
«Приближается последний, самый значительный камчатский мятеж: крещёный танон (князёк) Фёдор Харчин и его дядя Голгочь ждут часа, чтобы разом избавиться от казаков. <…> 20 июля 1731 года в Нижнем остроге “все казаки, с женами и детьми, были перерезаны. Все дома сожжены, кроме церкви и крепости, где хранилось имение русских; немногие спаслись и приехали на устье Камчатки”. <…> Повстанцы (как позже Пугачёв) серьёзно и одновременно пародийно воспринимают формулу русского управления; Пушкин это замечает.
“Новокрещённый Фёдор Харчин призвал Савина, новокрещённого грамотея, надел на него поповские ризы и велел ему петь молебен, за что и подарил ему тридцать лисиц”. <…> Огромная награда – как бы символ власти в российском понимании; казацкие сборщики ясака мечтают о лисицах – вот и камчадал оформляет свою победу символикой побеждённого: лисицы, звание комиссара, священство…
Пугачёвское императорство, его министры, богослужение – сходная с Камчаткой “карнавальная стихия” российского бунта XVIII столетия.
Когда с правительственной стороны восставшим предлагается прощение, игра продолжается: бунтовщики не послушались. Харчин кричал со стены: “Я комиссаром Камчатским, я буду сам ясак собирать, а вы, казаки, здесь в земле не надобны”…»

Итог. Понимание начатой и «отчего-то» отложенной Пушкиным «Истории села Горюхина», с явным присутствием в указанном тексте элементов «сатурналийских пиров», на мой взгляд, невозможно. Дело вовсе не в шляпе – в сундуке. В сундуке с «лисицами». Или с «лицами».

*Н.Я. Эйдельман. Пушкин: История и современность в художественном сознании поэта. М., 1984. С. 293-294.
Tags: особый путь
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…