likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

оПЫТ восСОЗДаНиЯ отЛИЧНоГО

Пушкин. «История села Горюхина»: «Страна, по имени столицы своей Горюхиным называемая, занимает на земном шаре более 240 десятин. Число жителей простирается до 63 душ. К северу граничит она с деревнями Дериуховым и Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений карачевских вольных хлебопашцев, соседей беспокойных, известных буйной жестокостию нравов. К западу облегают ее цветущие поля захарьинские, благоденствующие под властию мудрых и просвещенных помещиков. К востоку примыкает она к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква, где раздается лишь однообразное квакание лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу некоего беса.
NB. Сие болото и называется Бесовским. Рассказывают, будто одна полуумная пастушка стерегла стадо свиней недалече от сего уединенного места. Она сделалась беременною и никак не могла удовлетворительно объяснить сего случая. Глас народный обвинил болотного беса; но сия сказка недостойна внимания историка, и после Нибура* непростительно было бы тому верить» [Выделил. – О.Л.].
Сотня лет минула – всего-то! – с Пушкина до Ильина, а сколь разительна перемена: у Пушкина при «земле», в народе «болотный бес» шалит, у него – живая старина, у него – русалки, избушки на курьих ножках, «следы невиданных зверей», коты в цепях и ступы-самоброды, царь Кащей «над златом» и прочая «нечисть»; у Ильина – здесь же! – «живой Бог» обретается. Пушкин, согласно избранному жанру, шутить изволит, посмеивается, язвит «во все Европы»; Ильин – на полном серьёзе, из очумелых Европ ностальгически грезя по «будущему», лепит «греческие» фризы нового Парфенона.
Кто из них более «народен»? В ком сила правды? В Пушкине или в философе, и с ним – в силящемся поумничать сверх меры теперешнем начальстве, всех рангов и мастей?..
«Глас народный», во мне дураке безвременно проживающий, твердит Пушкина.
А начальство, явно погоревшее на «опыте воссоздания отличного» (см. примечание), – жидит.

*Нибур, Бартольд Георг (1776 – 1831 гг.) – немец, историк античности, с 1826 года – почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Автор «Римской истории». По утверждению знатоков дела, «из положительных результатов» сего фундаментального труда «наиболее прочным и наименее спорным является его разъяснение значения римского плебса, на основании экономических условий». И ещё – «Римская история» Нибура представляется «опытом воссоздания некоего древнего мира, который значительно отличался бы от его описаний в античной историографии».
Ей-ей! Пушкин – тот ещё язва.
И тот ещё мудрец. Но об этом – в другой раз.
Tags: особый путь
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • АсЬ

    Не столь давно выставлялось здесь некое моё (немногословное, что редкость) рассуждение о картинке Ильи Репина «Искушение», с гусаром и…

Comments for this post were disabled by the author