likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

оЙ БУдет

Шагренеющими досугами почитываю фундаментальный труд англичанина Эдварда Гиббона (1737 – 1794 гг.) – «Историю упадка и крушения Римской Империи». В главе «Арианство в Константинополе. 340 – 380 гг.» прочитывается:
«Константинополь был главным центром и оплотом арианства, и в течение длинного сорокалетнего промежутка времени вера монархов и епископов, господствовавших в столице Востока, отвергалась более чистыми христианскими школами, римской и александрийской. Архиепископский трон Македония, обрызганный столь огромным количеством христианской крови, был занят сначала Эвдоксием, а потом Демофилом. В их епархию свободно стекались пороки и заблуждения из всех провинций империи; горячие религиозные споры доставляли новое развлечение для праздной лени столичных жителей, и мы можем поверить рассказу одного интеллигентного наблюдателя, который описывает шутливым тоном последствия их болтливого усердия. “Этот город, - говорит он, - наполнен мастеровыми и рабами, из которых каждый обладает глубокими богословскими познаниями и занимается проповедью и в лавке и на улицах. Если вы попросите одного из них разменять серебряную монету, он расскажет вам, чем отличается Сын от Отца; если вы спросите о цене хлеба, вам на это ответят, что Сын ниже Отца, а когда вы спросите, готова ли баня, вам ответят, что Сын создан из ничего”. Еретики различных наименований жили спокойно под покровительством константинопольских ариан, которые старались привязать к себе этих ничтожных сектантов, между тем как с непреклонной строгостью употребляли во зло победу, одержанную над приверженцами Никейского собора» (Э.Гиббон. История упадка и крушения Римской Империи. М., 2002. С. 325-326).*
И тут вот что следует заметить.
Первое. Рассказ неизвестного для нас «интеллигента» 4-го века напоминает рассказы из серии о знаменитом Ходже Насреддине. Но это, разумеется, анахронизм: Ходжа явился миру куда позднее, на иной территории, в иной культурной среде.
Второе. На мой взгляд, явный признак «насреддинности» приведённого Гиббоном рассказа сводит едва ли не на нет ценность сего исторического факта, с указанием на «низовую культуру» (среда мастеровых и рабов), на «праздность и лень» столичного плебса, что для мастеровых и рабов уже подозрительно, да ещё в столице, битком набитой господами рабовладельцами и прочими заказчиками товаров, производимых мастеровой публикою; и уж тем более не годится для критики арианской ереси и прочего сектантства.
То есть, хочу я сказать, что факт-то есть факт, однако он характеризует не столько конкретную среду, взятую мистером Гиббоном на карандаш, но человека вообще, потому уже, что мне дураку такого рода «насреддинные» картинки, равно и персонажи, их наполняющие, ой как хорошо известны и лично знакомы; да, думаю, и не только мне, а едва не любому и каждому из моих современников. Тема «болтовни» (или «проповеди») может быть, а и скорее всего будет иной, но схема не изменилась ни на иоту.
Примерно как в родном нашем поговорочном фольклоре:
На Ерёме зипун, на Фоме кафтан, на Ерёме шапка, на Фоме колпак…
Или точнее – в «топографическую полноту»:
В огороде бузина, а в Киеве дядька…
И в литературе такого строя персонажи не редкость. И будет ещё, ой будет.
Что и смешно, разумеется, но и печально.


* Перевод Василия Николаевича Неведомского (1827-1899 гг.). Не путать с Николаем Васильевичем Неведомским, о котором нашевсёлый Пушкин оставил колючку-эпиграмму:
Неведомский, поэт, не ведомый никем,
Печатает стихи, неведомо зачем.
Переводом «Истории» В.Н. Неведомский был занят с 1883-го по 1886-й включительно. Мне любопытно: «интеллигентный наблюдатель», он и в оригинале уже был именно «интеллигентным», или это трактовка переводчика. При той общеизвестности «факта», что слово «изобрёл» г-н Боборыкин (хотя исследователи дела твёрдо стоят на том, что это тщеславное враньё), появление его в тексте восемнадцатого века довольно странно само по себе, ведь даже Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) проговорил свою «интеллигенцию» куда позднее.
Хорошо бы поискать. Н-да-с.
Но это так – на полях, нотабенькою.
Tags: особый путь
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

Comments for this post were disabled by the author