?

Log in

No account? Create an account
«ПлОхаЯ дУША» - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

November 28th, 2018


Previous Entry Share Next Entry
12:00 pm - «ПлОхаЯ дУША»
О «душе», о «мыслящей душе», если угодно. Вот, положим, в таком ракурсе взятой:
«… так как у плохого автора душа, по крайней мере с эстетической точки зрения, низшего качества, его искренность если не всегда неинтересна сама по себе, то, во всяком случае, выражена так неинтересно, что все усилия, затраченные на её выражение, пропадают даром. Природа чудовищно несправедлива. Талант не заменишь ничем. Трудолюбие и все добродетели здесь бесполезны» (Олдос Хаксли, «Контрапункт»).
Это ведь не только об «авторе», это любого человека касается. Спорно? Может быть. Да ведь и «эстетика» – штука, как ни крути, переменчивая. Спорная. Для многих. Во множестве случаев. Как учение о прекрасном.
Глянем с высот.
Книга Бытия: «… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и <…> сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил <…> И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма…»
Иммануил Кант: «Люди бежали бы друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности».
Бог, понятно, видит тварь человеческую в полнейшей откровенности, причём в такой, что и самому прозорливому из людей не снилось. В самом, то есть, «достоевском» из «достоевских» романов, во всём их, с эстетической точки зрения, высшем и наивысшем качестве. Но ведь иные морщатся, а некоторые даже плюются. У них, «понятно», души «низшего качества», так ведь? Но, по правде-то, среди этих-то поморщившихся и отплевавшихся есть ведь и авторы, и авторы, как минимум, не плохие, с душами иной раз настолько «высокого качества», что пробы ставить негде. Тот же Набоков. Набоков, клеймивший Достоевского «безвкусицей», т.е. «низшим, с эстетической точки зрения, качеством души».
Критики склонны извинять Набокова – дескать, «ошибался». А если нет? Критики – что за критерий? Критиков «море», а Набоков единичен с прописью. И, главное, куда с «эстетикой» бежать, со всей её, если верить старику Канту, маленькой ложью «во спасение».
Вопрос – кого и от чего (от кого) спасаем-с?
Риторический, разумеется, вопрос.
Но поразмыслить есть, кажется мне, о чём. И о ком.

 


> Go to Top
LiveJournal.com