?

Log in

No account? Create an account
СМеЩеНиЕ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

December 18th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:45 am - СМеЩеНиЕ
Прочитываю, у Ю.Лотмана: «Распечатывание полицией писем с целью политического надзора было в России в ходу со времени Екатерины II (ввёл его почт-директор И. Пестель – отец декабриста). При Николае I оно вошло в систему, и образ почтмейстера Шпекина в “Ревизоре” Гоголя был исполнен глубокой актуальности. В 1827 г. Жуковский, столкнувшись с фактом незаконной проверки его писем, с возмущением писал А. И. Тургеневу: “Кто вверит себя почте? Что выиграли, разрушив святыню, веру и уважение к правительству? Это бесит! Как же хотят уважения к законам в частных лицах, когда правительство всё беззаконное себе позволяет?”» [Выделение моё – О.Л.].
Как однако шагнул прогресс: теперь и распечатывать ничего не надо. Обывательского, незашифрованного, разумеется. Всё может быть прочитано и всё – законно. В этом смысле наша эпоха самая, наверное, пишущая и самая читающая в сравнении с любыми другими. И уж совершенно в уголке, на обороте полей, клавиационным шопотом, открою: даже самый необходимый, самый справедливый закон я бы поостерёгся подозревать в «святости».
На то я и не Василий Жуковский. И даже не руссоист-бунтовщик Радищев.
Жуковский писал, прекрасно понимая, что его непременно «где надо» прочтут. Грозило ли это чем-нибудь ему лично? При его положении, вряд ли. Более того, Жуковский исполнял долг – говорить правду начальству, пускай опосредованно, на обречонном перлюстрации письме. А где долг, там честь – крепчайшая в сравнении с законом святыня.
Но вот что, и уже много лет сряду, сидит у меня в памяти точно ржавый гвоздь. Более чем известный академик Иван Павлов, сын священника, бывший семинарист и первый русский лауреат Нобеля (1904 год), на письме в Совет народных комиссаров СССР пишет:
«Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было».
Отчеркну – высказано это в 1934 году, и не из эмигрантских убежищ, но из «сердца» большевистской революции, Ленинграда. То есть – письмо едёт из Петербурга (бывшего) в Москву.
В 1936-м академик Павлов умер.
Грозило ли что-нибудь отчаянному смельчаку Ивану Павлову? При его положении, вряд ли. И вряд ли тот долг, которым, вероятно, руководствовался Василий Жуковский, прямо переносим на случай Ивана Павлова. Потому хотя бы, что все, кто должен был высказаться, высказались сразу, без задержки на реакции, как могли и чем могли, с 1917-го по 1922-й. Тут, скорее, «пережиток прошлого», культурно-исторический атавизм, дальнее, заплутавшее эхо погибшего мира. Мира чести и долга. Того мира, в котором Пушкин, в Москве, в Чудовом монастыре, в 1826 году, на прямой вопрос Николая I о возможном участии в декабрьском бунте отвечал утвердительно. Отвечал, оставаясь верным долгу и чести. Несмотря на опасность такого ответа. То есть, Пушкину-то – грозило.
А теперь – собственно «гвоздь»: смог ли бы я, очутись Бог весть каким злым волшебством в «новом коммунизме», решиться на нечто подобное высказанному на письме Иваном Павловым?..
… Не верю. И не то чтобы я струсил, или – мягче – поостерёгся, смутившись очевидной бессмысленностью обличительства. Нет. Думаю, дело в смещении святынь. Или так – в смещении человека относительно святынь. Тогда, при Павлове, и теперь.
В культурном и, значит, языковом смещении. Потому ведь это правда, что теперешний наш язык «исполнен сокращениями и усечениями – некоторые буквы вовсе в нём уничтожены или заменены другими» (Пушкин, «История села Горюхина»). И число сокращений и усечений, уничтоженных и заменённых букв настолько велико, что затруднительно предположить даже – не то что утверждать! – способность нынешнего горюхинца вполне понять тогдашнего великороссиянина.
Но ведь – пытаемся. Сокращённые и усечённые, под завязку напичканные фальшаком – пытаемся: убитые некогда, столетней смерти мёртвые буквы встают в уготованных им навечно гробах, рвут на себе пелены, выходят к свету.
Вижу.

(19 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:gaanaa
Date:December 18th, 2017 10:20 am (UTC)
(Link)
После таких оживлений можно и на три гвоздика угодить. Ну по закону жанра.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 18th, 2017 10:51 am (UTC)
(Link)
По какой статье боисся? )
[User Picture]
From:gaanaa
Date:December 18th, 2017 11:22 am (UTC)
(Link)
"пытылся разрушить Храм" или " враг Цезарю" . Выбирай любую.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 18th, 2017 12:34 pm (UTC)
(Link)
Да. Крест обеспечен.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:December 18th, 2017 12:52 pm (UTC)
(Link)
Осталось найти четвёртый гвоздь.

Простите за вмешательство. )
[User Picture]
From:likushin
Date:December 18th, 2017 01:17 pm (UTC)
(Link)
В нынешнем Киеве и не такое отыщется.
Вот что известно "энциклопедистм": "из гвоздей Господних один был брошен святой Еленою в Адриатическое море, когда она возвращалась в Царьград, для утишения поднявшейся сильной бури и морского волнения, другой – царь вковал в шлем свой, третий приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнения прореченного пророкам Захариею: "В то время даже на конских уборах будет [начертано]: "Святыня Господу"" (Зах.14:20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохранение ближайшим царским советникам.
"Согласно преданию, найденные вместе с Крестом Христовым гвозди были включены императором Константином в число личных святынь - один из гвоздей был вкован в диадему, другой, как сообщают позднейшие источники, был вделан в уздечку коня. Третий гвоздь был помещен в императорскую сокровищницу. В эпоху Средневековья мы опять встречаем св. гвозди в числе царских реликвий, но уже в других странах. Так, известно, что в VIII веке ломбардская королева Теоделинда поместила полученную ею от папы «корону с гвоздем, одним из тех, которым был прикреплен ко Кресту Спаситель, в устроенной ею церкви в Монца. В этой церкви есть барельеф, изображающий как королева подносит реликвию св. Иоанну Предтече».
Один из гвоздей хранился до революции в Успенском соборе Московского Кремля. Принесенный, по замечанию И.М.Снегирева «в 1686 году из Грузии в Россию царем Арчилом Вахтанговичем, до 1715 года он хранился в домовой его церкви. Когда же по просьбе брата своего Георгия, Арчил хотел послать сию святыню в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие: тогда она остановлена была в Казани губернатором, который донес об этом Петру I. Государь повелел удержать ее и препроводить в Москву для хранения в Успенском соборе». В Грузии появление самой святыни летописи относили к IV веку - правлению первого христианского царя Мириана, по просьбе которого св. гвоздь вместе с частицей Св. Древа был получен от византийского императора и помещен в храмах Манглиси и Эрушети."
В Грузии, заметьте.
Не исключу, что этот самый гвоздь вывезен в Украину одним известным "скрипачём на крыше", который прыгает, но не москаль.
:)
[User Picture]
From:sol_ko
Date:December 19th, 2017 04:27 am (UTC)
(Link)
Много чести - перлюстрировать наши писания.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 8th, 2018 04:08 pm (UTC)
(Link)
Чтой-то не поняла - это был у тебя репост или случайный тык?
В итоге я тебе отписала там нечаянно, дублирую:

Ликушин, дорогой, с Новым непростым годом! А когда они были простые? То целину пахать, то Родину защищать, то моральные силы напрягать, чтоб не оскотиниться (надеюсь, скот меня простит - я не об ём).
Удивил своим репостом - видно, и тебя басурманы до печёнок достали?

Понятно, какой только кутерьмы по нынешним временам не вываливают в сеть, но меня, как совка в чистом виде, задели особо недавнишние тары-бары о том, якобы будут на период и в местах проведения офиц.мероприятий на чемп. Мира - драпировать якобы одиозные имена-фамилии-протчее, связанное с советским периодом. ЭТОМУ верить, что ли? Или у кого-то напряг с креативом и это очередная доска Маннергейма?
Сказывай, свет.
[User Picture]
From:likushin
Date:January 10th, 2018 10:27 am (UTC)
(Link)
1. Тебя - с праздниками. Меня это не касается уже много лет сряду, не отмечаю. Деления "времени" по календарному принципу не приемлю: глупость.
2. Случайностей в моём случае не существует: подлинная случайность аннулирует "случайности" кажимые.
3. "Басурманы" и "печонки" - не моё. "Достать" меня практически невозможно.
4. Чемпионаты и доски, относительно Пушкина и Достоевского, неотмирны, мне об этом ничего не известно и, надеюсь, известно не будет.
5. Что это было? Гм. Репетиция убийства порядком поднадоевшего мне персонажа, с использованием в тёмную третьего лица, мною избранного, потому параметры подходящие: а) "совок", б) сталинист, в) волонтёр Луганских "народовольцев" и "слегка" жлоб; но главное - ник: убийца, через литеру "о". Песня!
Итак - репетиция. Хороший сюжетный ход с Гадаринскими свиньями и бесноватостью.
Хук, я сказал. :)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 10th, 2018 11:25 am (UTC)
(Link)
Ну, праздники как явление - также точно не моё, у меня вся жизнь - праздник с печалью вперемешку.

Опять убивство?
Масочку-то протрите, да в музей имени себя, а себя оставить извольте. Не рви наши души, Ликушин, они и так поистрёпаны.
[User Picture]
From:likushin
Date:January 10th, 2018 01:09 pm (UTC)
(Link)
Молитва Фомы Аквинского: "Избавь меня от пагубного стремления непременно высказывать своё суждение по всякому поводу и при любых обстоятельствах".
:)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 10th, 2018 01:48 pm (UTC)
(Link)
Ладно, отнесём мою реплику в разряд "глас вопиющего в пустыне".
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 10th, 2018 02:12 pm (UTC)
(Link)
Прости, Ликушин, удержу нет, но уж больно хорош унисон-то здесь твоему в пояснение https://belkkin.livejournal.com/759870.html
[User Picture]
From:likushin
Date:January 10th, 2018 06:24 pm (UTC)
(Link)
Две одесские разницы: экономист ищет снаружи, я - внутри. Так что "унисон" вышел наоборот, вроде диссонансной рифмы "палка - селёдка".
А стихи у тебя хороши. Порой.
:)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 11th, 2018 09:36 am (UTC)
(Link)
Я слегка о другом - о том, что френдов, наверное, тоже можно отнести к условной категории "прочие домочадцы", как и домовых, наверное - и тогда всё, что про них - то и верно.
[User Picture]
From:likushin
Date:January 11th, 2018 09:52 am (UTC)
(Link)
Ищущий в себе ищет не для "домочадцев" с "френдами" - для "себя".
Так что нет верности в твоей аналогии, ни на иоту.
Сравни - в Ев.от Луки: «... если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не ...»
:)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 11th, 2018 10:29 am (UTC)
(Link)
Отлепись от себя-то на минуточку - и цитатку заново пробеги - там о бестолковых френдах сказано, вот писк.
[User Picture]
From:likushin
Date:January 11th, 2018 11:19 am (UTC)
(Link)
Ещё раз про "рацию на бронепоезде": не для "френдов", толковых или бестолковых дышит человек; нет для меня такого "писка", в принципе - нет.
И ещё раз про твою цитатку, упёртая: экономист деньги считает, на то и живёт, это - внешнее; я на свои тексты не живу, счёта им не веду, потому это как себя считать-пересчитывать: раз Ликушин, ещё раз Ликушин, ещё много-много раз Ликушин...
Ты что, идиётом меня сделать хочешь? Таких в жэжэ много, но не я.)
Как ещё тебе объяснять дваждыдватину.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:January 11th, 2018 08:42 pm (UTC)
(Link)
В общем, это я была идиотка, об этом в той цитатке, походя, и речь. А идиотка - потому как традиционно не поняла, каким третьим лицом через второго ты первого хочешь порешить....
Забыли.

> Go to Top
LiveJournal.com