likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

АМАльГАМА

Аристотель высказывался (сколько помню из некогда читанного) в том духе, что фабулы произведений неразрывно связаны с мыслями, характерами и поступками авторов.
П.Боборыкин приводит один из поступков Пушкина, весьма, как представляется, характерный для него и имеющий самое прямое отношение к Болдину, к осени 1830-го, а с тем и непременно и в первую голову – к «покойному» автору «Повестей Белкина» и «Истории села Горюхина».
Представьте только:
«Дядя П.П. Григорьев любил передавать мне разговор Пушкина с тогдашней (нижегородской) губернаторшей Бутурлиной. Это было в холерный год. – “Что же вы делали в деревне, А. С-ч? – спрашивала Бутурлина. – Скучали? ” – “Некогда было, Анна Петровна. Я даже говорил проповеди”. – “Проповеди? ” – “Да, в церкви, с амвона, по случаю холеры. Увещевал их. – И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если вы будете продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!”»1
Ну – маска сельского участкового Анискина (своего времени). Шалун. Или не шалун, не мизерный шалун, не вполне? Но ведь и не только же – помещик, с понятной на его месте и в его положении сиюминутной и неизбывной раздражонностью на заботах о доходе, не правда ль?
По видимости здесь – эскапада. Эскапада как опыт выхода из действительности к иллюзорно-фантастическому: ну, не дурак же Пушкин надеяться, что холопы его в самом деле проникнутся и бросят пить да за ум возьмутся! Но если и самому не быть дураком и хотя б попытаться содрать с венецианского зеркала-тайны чешую амальгамы, пробить зеленоватое сткло неугомонным исканьем «истины», увидишь ведь на просвет (не сможешь не увидеть!) – жизнь проникает литературу и на проникновении просыпается тысячью осколков вероятности, возможности, достоверья как пророчества, до времени не сбывшегося, но только лишь до времени…
И этого, я уверен, больше, чем всего остального. В разы.
Хотя… как можно быть в Пушкине – уверенным?
….
Интермедия. Интермедия в лицах. То же, что интерлюдия, или «междудействие». Вышел помещик на амвон, попом ряженный, а поп, в свою очередь, ряжен исправником; а приглядеться – так и помещик не помещик, а Поэт и… и кто-то ещё, может – Историк, но историк будущего, уже предсказанного, открытого ему, но всё ещё не сбывшегося.
То есть именно что междудействие. Интермедия и интерлюдия. По видимости – комично. А если амальгаму таки взять да содрать?!..

1 П.Д. Боборыкин. За полвека // В.Вересаев. Пушкин в жизни. М.-Л. 1932. В 2-х тт. Т.2. С. 48.
Tags: смыслы
Subscribe

  • «БоГи, БоГи мОИ…»

    Любопытное от мне лично не известной Елены Шуваловой, из её исканий о Пушкине (см. на: proza.ru/avtor/lenkashuv). Открыл г-н…

  • пУСТ'о'Та(м)

    Одно время, и довольно долго, я истово исповедовал «религию Царского Села»: каждую осень, а то и в разгар весны отправлялся на…

  • РаЙаД

    … Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments